Вчера, 26 апреля, на Исторической сцене Саратовского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Как важно быть серьезным» по пьесе ирландского писателя Оскара Уайльда. Впечатлениями от просмотра поделился корреспондент «СарИнформа» Олег Трушкин.
«Как важно быть серьезным» – пьеса, написанная в конце XIX века, которая сочетает черты комедии нравов и комедии положений. Она рассказывает о Алджерноне Монкрифе и Джоне Уординге, одновременно и друзьях, и соперниках. Один – денди и транжира, зависящий от знатной тети, другой – судья и землевладелец, приемный сын благородного джентльмена, который после смерти оставил ему под опеку родную внучку. Обоих тяготит вынужденный образ жизни, поэтому они стараются под любым предлогом сбежать от домашних. Лучший способ – выдуманные друзья и братья, которые постоянно попадают в проблемы или тяжело болеют.
Постановкой спектакля занимался уроженец Саратова, участник московского театра «Школа драматического искусства» заслуженный артист России Игорь Яцко. Премьера и для театра, и для режиссера – значимая. Она отдает дань уважения педагогу Яцко Юрию Киселеву, который в 1943-1996 годах возглавлял Саратовский ТЮЗ. Одной из ролей Яцко, сыгранных под руководством Киселева, как раз и была роль Джона Уординга. Сильно позже он, в том числе в память о годах юности и своем преподавателе, поставил спектакль «Как важно быть серьезным» в «Школе драматического искусства». Теперь же пьесу сможет увидеть и саратовская публика. Художником постановки выступила внучка Юрия Киселева Александра Шерман.
Пьеса построена на мотивах игры и двойственности, как в характерах героев, так и в отношениях между ними. Игра слов, стандартный инструмент британского юмора, используется даже в названии. На языке оригинала оно звучит как The Importance of Being Earnest, где последнее слово – оно одновременно означает и «серьезный», и «честный» – созвучно с мужским именем «Эрнест». Им представляются оба главных героя пьесы, чтобы обратить на себя внимание девушек – модной светской львицы Гвендолен Ферфакс и юной свободолюбивой Сесили Кардью (они, следуя правилам комедии, намереваются выйти замуж исключительно за Эрнестов, никак иначе). Стремление к двойственности натуры, в том или ином смысле, демонстрируют все герои произведения.
Пьеса «Как важно быть серьезным» – это продукт Викторианской эпохи, который высмеивает великосветские нравы своего времени. В тексте нашли отражение начавшаяся эмансипация женщин, использование браков для поддержания статуса в обществе, внимание аристократов к мелочам – вроде сервировки стола («…в хороших домах сейчас не принято подавать сладкие пироги») и расположения особняка на той или иной стороне улицы – для оценки положения человека. Отсылки и намеки были очевидны для современника, но едва ли будут считываться сегодняшней публикой. Особенно публикой российской, которая росла совершенно в другом культурном коде и, кажется, плохо знает контекст произведения. Эта пьеса не является самым популярным текстом Оскара Уайльда, вряд ли ее массово изучают на школьных уроках литературы. Спектакль закономерно воспринимается в качестве вневременного и забавного повествования – в духе известных английских анекдотов и анекдотов об англичанах. Повествования о неожиданных перипетиях судьбы и удивительных совпадениях. Впрочем, некоторым подобный юмор может показаться вовсе не смешным.
Спектакль идет строго по первоисточнику: авторский текст подается без изменений и сокращений. В связи с этим спектакль длится целых три часа с одним антрактом, что, впрочем, совершенно не ощущается. Герои носят характерные для эпохи костюмы и находятся в характерных, но минималистичных декорациях. Единственно значимая деталь, которая осовременивает действо на сцене, это легкий джазовый аккомпанемент в живом исполнении артистов областной филармонии. Музыка начинает играть еще до последнего звонка и четко передает зрителям настроение постановки. Во время спектакля она делает важные акценты, подчеркивая нелепость или комедийность момента.
Все герои спектакля – даже второстепенные, благодаря мастерству актеров и задумке режиссера, – существуют на сцене равноценно и диалогах, и в танце, и в импровизации. Образы героев очевидны зрителю и статичны, даже несколько шаблонны, но таковы законы жанра.
В спектакле задействованы: Никита Матриазиев, Павел Лазарев, Эдуард Мошкин, Никита Есин, Мария Рычкова, Юлия Мещерякова, Дарья Парфентьева, Ксения Гецевич, Алексей Карабанов, Роман Мартынчев, Евгений Шикин, заслуженные артисты России Татьяна Лукина, Ольга Кутина, Александр Федоров. Художник по свету – Максим Шлыков, хореограф – Алексей Кривега, музыкальный руководитель – Ирина Левина, помощник режиссера – Татьяна Пицик.