Вчера, 16 января, в правительстве области прошло совещание по теме строительства системы скоростного трамвая в Саратове. На нем были озвучены окончательные суммы, которые будут затрачены на реконструкцию маршрутов № 8 и № 9.
Так, цена контракта по «девятке» (подрядчик ООО «ФракДжет-Строй») возросла с 2,7 млрд до 4,1 млрд рублей. Стоимость работ на «восьмерке» (подрядчик ООО «СП ТрансТоннельСтрой») выросла с 2,3 млрд до 3,2 млрд рублей.
Изучив документы, опубликованные в открытом доступе, «СарИнформ» сравнил объем работ, который необходимо было выполнить на каждом из маршрутов. Напомним, ранее стало известно, что проект по обоим маршрутам был выполнен из рук вон плохо – настолько, что разработчика даже заподозрили в мошенничестве и арестовали. Саму проектную документацию пришлось переделывать и актуализировать.
Согласно документам, протяженность реконструируемых путей «девятки» больше, чем «восьмерки» - 7,65 км против 6,5 км. Соответственно, «СП ТрансТоннельСтрою» необходимо уложить ощутимо меньше рельс и шпал, в том числе сложных в производстве и монтаже гнутых рельс.
Также существенно отличается число тяговых подстанций, которые необходимо заменить по маршруту. Если на «восьмерке» их две, на «девятке» - четыре постоянных плюс одна временная. Согласно смете, только на 4 постоянных подстанции «ФракДжет-Строй» выделил 800 млн рублей – это одна из самых затратных частей проекта.
Еще одно существенное отличие – наличие на маршруте «девятки» подпорной стенки на улице Огородной. Ее протяженность – более километра. Работы на этом участке – одни из наиболее трудозатратных как по рабочим, так и по привлеченной технике.
Согласно проектам, по маршруту «восьмерки» ощутимо меньше участков, где рельсы пересекаются с проезжей частью – чаще всего работы на таких пересечениях более сложны и затратны. Кроме того, объем благоустройства на маршруте № 8 вдвое меньше, чем на «девятке».
Важно отметить, что после корректировки проекты направляются на экспертизу. Там специалисты оценивают, на сколько вырос объем работ и какие новые работы появились. А вот цены на работы эксперты берут из нормативных актов, установленных государством. То есть на одинаковые виды работы у разных подрядчиков цены тоже должны устанавливаться одинаковые. Цены же на дополнительные материалы также берутся из нормативных актов, а если таковых там не находят – устанавливаются исходя из предложений на рынке от нескольких поставщиков. Таким образом, если один проект вырос в цене больше, чем другой, это означает, что в первом случае объем дополнительных работ выше, чем во втором.
Напомним, «ТрансТоннельСтрой» является подрядчиком, отвечающим за реконструкцию сразу трех трамвайных маршрутов в Саратове: № 8, № 6 (ситуация по нему самая плачевная, уже заявлено о переносе сроков тестового запуска) и № 3. Фирма получила аванс по каждому из этих проектов: 511 млн за «восьмерку», 403 млн за «шестерку», 1,7 млрд рублей за «тройку». Реконструкция последнего – самого протяженного и затратного – пока еще не началась. Между тем, все работы обязательно должны быть выполнены до октября 2026 года. В противном случае у региона заберут федеральное финансирование, выделенное на реконструкцию трамвайной сети – так уже случилось с Красноярском.