Сегодня в Саратовском театре драмы состоялась премьера спектакля «Судьба человека» по одноименному произведению Михаила Шолохова (режиссер – Мария Шиманская).
Впечатлениями от спектакля поделился корреспондент «СарИнформа» Олег Трушкин.
Рассказ «Судьба человека» посвящен жизни военного шофера Андрея Соколова, который попал на фронт в первые месяцы Великой Отечественной войны, оказался в плену, чудом избежал смерти, потерял жену и детей, но вновь обрел смысл жизни, решив стать отцом случайно встреченному мальчику-сироте Ване.
Оригинальный текст хоть и рассказывает о жизни одного человека, но на самом деле посвящен целому народу. Народу, который не сдался, вынес тяготы и лишения – и победил. Поэтому перед режиссером стояла важная задача: сохранив историю Андрея Соколова и его семьи, показать масштаб трагедии, через которую прошли десятки миллионов людей. И это определенно удалось.
Спектакль поставлен на малой сцене, которая диктует условия камерности происходящего. Она заведомо сближает зрителей и героев, которые оказываются друг от друга буквально на расстоянии вытянутой руки. От этого обстоятельства истории ощущаются намного острее. Зритель осознает себя если не участником событий, то непосредственным наблюдателем, помещенным внутрь истории.
В постановке заняты всего пять артистов. Основная часть многоголосицы персонажей доверена Сергею Ванину (молодой Соколов, комендант концлагеря, немец, сын Анатолий) и Илье Ульянчеву (командир автороты, полковник Красной Армии, военврач, расстрелянный богомолец и другие). Им приходится демонстрировать мастерство перевоплощения, порой кардинального. На эпизодические роли наверняка можно было пригласить и других артистов. Однако кажется очевидным, что выбор в пользу небольшого количества исполнителей был сделан намеренно. Каждый герой постановки – это не столько отдельный, сколько собирательный образ. Каждый из них является носителем русского характера, о котором и писал Шолохов. Исходя из этого, исполнение роли коменданта концлагеря Ваниным и Ульянчевым оказывается неизбежной театральной условностью.
С ролью жены Соколова Ирины удачно справилась Марина Абраменко. Интересно наблюдать за их взаимодействием с Сергеем Ваниным (этот дуэт знаком зрителям по спектаклю «Снег», который также посвящен войне). Нежность и искренняя взаимная любовь читается во взглядах и прикосновениях. Однако чувство умиротворения быстро сменяется страхом: начинается война. Соколов смело и мужественно принимает обстоятельства, отправляясь защищать Родину. Сцена проводов Соколова на фронт ощущается мучительно беспокойно. Под воздействием эмоций он в последний момент вырывается из объятий жены и отталкивает ее, о чем потом будет жалеть всю жизнь. Ирина же понимает, что они больше никогда не увидятся.
Основное зрительское внимание неизбежно приковано к Валерию Малинину, который блестяще исполнил роль взрослого Андрея Соколова. Настроение, создаваемое Малининым в некоторых сценах, можно сравнить с натянутой струной. Его герою – человеку с искалеченной жизнью, который сумел не сломаться, – невозможно не сопереживать.
Отдельно следует упомянуть роль Судьбы, которую исполнила Анастасия Парамонова. Она не участвует в основных сценах, но незримо для героев всегда находится рядом. Роль кажется небольшой, но важной для повествования, для реализации задумки режиссера. Интересно, что Мария Шиманская наделила всех актеров и ролью рассказчика. Ведь и правда: каждый участник тех событий мог бы рассказать похожую на миллионы других историю. Все они объединены общей травмой. Каждый из них несет в себе народную боль.
Спектакль существует в лаконичных монохромных декорациях, что позволяет расставлять нужные акценты с помощью других инструментов. Важная роль здесь отводится музыке, танцам, частушкам и народным песням, посвященным Великой Отечественной войне. Они подчеркивают повествование, создавая нужный контекст. Их постановкой занималась хормейстер Татьяна Цой. Отдельным сценографическим элементом является постоянно находящаяся на сцене лодка – символ смерти. Под конец спектакля она метафорически уносит воспоминания Соколова о счастливой и мирной жизни, когда была жива его любовь: соломенные куклы-стригушки, в которые играли герои в начале спектакля, и венок из цветов, который носила жена Ирина.
Рефлексия о событиях Великой Отечественной войны является одной из основных тем российской культурной идентичности, ведь война 1941-1945 годов так или иначе затронула всех и каждого. Эта эмоциональная постановка, несмотря на всю тягость происходящего, оставляет надежду на лучшее, ведь человек может справиться практически с любыми обстоятельствами.
Художник-постановщик спектакля – Екатерина Малинина, художник по свету – Антон Андреев, светооператоры – Дмитрий Волков и Валерий Матвеев, звукооператоры – Александра Умарбекова и Ирина Саурина, помощники режиссера – Ольга Слепова и Светлана Строкина.