В Саратовском театре драмы 29 мая состоялась премьера спектакля «Петровы в гриппе и вокруг него» по одноименному роману Алексея Сальникова. Режиссер и автор сценической версии текста – Иван Комаров.
Впечатлениями от просмотра поделился корреспондент «СарИнформа» Олег Трушкин.
Первое, что видит зритель, это кривые и несуразные декорации: ворота гаража СТО, полуразбитая советская мозаика с космонавтом, старый «пузатый» телевизор, высокий картотечный шкаф из районной библиотеки. Посреди этого буйства собранных, как кажется на первый взгляд, по непонятному принципу деталей и разворачивается история. Главный герой – 28-летний заболевший гриппом автослесарь Петров (Денис Кузнецов). Вслед за ним инфекцию подхватывают жена и маленький сын. Вскоре семейство оказывается в плену у галлюцинаций, через которые еле-еле пробиваются лучи реальности и здравого смысла.
Обстановка, окружающая персонажей спектакля, такая же странная и неуютная, как и сам отравленный болезнью разум Петрова. Однако герои принимают ту реальность, которая им дана, и не испытывают страха перед миром, гармонично сосуществуя в нелинейном хаосе. В этом пространстве зритель быстро обнаруживает свободное поле для интерпретаций. Так, картотечный шкаф отсылает знающую публику к теориям Зигмунда Фрейда и творчеству вдохновлявшегося им Сальвадора Дали, где каждый ящик – это скрытая область человеческого подсознания. А то и дело выезжающие на сцену миниатюры панельных домов становятся одновременно и отсылкой к старой детской страшилке про гроб на колесиках, и образом одиночества, бездомности, как в известных произведениях современной массовой культуры.
Одна из главных метафор произведения, которая во многом раскрывается в конце спектакля, это метафора смерти. В «Петровых» образ смерти – это образ ямы, как в повести «Котлован» Андрея Платонова. Ради смотровой ямы станции техобслуживания Петров бросил юношескую мечту стать художником-иллюстратором. Рабочее место для героя становится личной профессиональной могилой, зато постоянной и – до больного – стабильной. Герой убивает собственное альтер-эго (Александр Островной) – друга-писателя Сергея, которого, подсказывает «закадровый» голос, он знает с первого класса – и лишает себя всякой возможности на исполнение мечты.
Основная тема постановки – параллельные миры, события которых, как оказывается, взаимосвязаны. Сцена, где происходят все действия, находится на пересечении этих миров: через одну дверь врываются фантазии, воспоминания Петрова, через другую – его физическая жизнь. Они сливаются воедино, и рождается гриппозный бред, через призму которого можно наблюдать многомерность и необъяснимость человеческого бытия. О присутствующем в произведении мотиве жизни как игры высших сущностей зрителям напоминает жена Петрова (Зоя Юдина), которая говорит: «Я думала, я персонаж, взбунтовавшийся против автора, а оказалось, я никто». Ей вторит сам Петров: «Я всегда считал себя главным персонажем, а я некое ответвление от основного сюжета». На этих словах акцентируют внимание элементы сценографии: те же мини-панельки, модели похоронного микроавтобуса и красного трамвая (внутри них происходят события произведения). Это словно игрушки для чего-то большого, что управляет человеческими судьбами. Или все же своей судьбой управляет сам человек?
Единственное, за что держится Петров – это странная, но безусловная любовь к сыну (Екатерина Локтионова, Наталья Кузнецова, Павел Пунин), которого режиссер, прямо следуя тексту Сальникова, изображает в виде куклы. В сыне Петров видит себя самого. Может ли кукла адекватно воспринимать реальность? Достаточно ли мыслить, чтобы быть человеком? Эту загадочную субстанцию – мышление – изучали Аристотель и Рене Декарт, суждения которых со сцены излагает странный философ-затворник Виктор Михайлович (Дмитрий Кривоносов), буквально препарирующий главного героя. В какой-то момент наступает прозрение. Жар спадает, и Петров-младший превращается из пластиковой управляемой фигуры в обычного ребенка.
Режиссер пытается связать наш мир и ту абсурдную параллельную реальность за четвертой стеной, внедряя в повествование отсылки к современной культуре: к творчеству Квентина Тарантино, фильму «Психо» Альфреда Хичкока, сериалу «Уэнздей», мультфильмам Тима Бёртона. Играют песни Егора Летова, групп «Ноль» и «Аукцыон». Нашлось в спектакле место и для обсуждения современного театрального процесса. На протяжении всей постановки зритель наблюдает за необычной театральной труппой под руководством Бабы Яги (Татьяна Родионова), которая пытается поставить спектакль про самого Петрова в надежде потом вернуться к «пыльной» чеховской «Чайке». Впрочем, и то, и то является ожидаемым для зрителей, которые знакомы с предыдущими работами режиссера на саратовской сцене – «Идиотом» и «Анной Карениной».
Значительное преимущество спектакля – его многослойность. Это сюрреалистическая комедия? Режиссерское высказывание о человеке? Переложение одного из известных русскоязычных романов последних лет, полное актуальных отсылок? Или все сразу? За счет этого спектакль будет понятен многим. Новая постановка Ивана Комарова – это, безусловно, событие. Яркое, где пересекаются и смех, и трагедия. Событие, не оставляющее вопроса «А что это было?».
В спектакле также задействованы: народная артистка России Людмила Гришина, заслуженный артист России Виктор Мамонов, Марина Абраменко, Илья Ульянчев, Александр Каспаров, Екатерина Ледяева, Александра Коваленко, Андрей Казаков.
Постановочная группа: сценография и костюмы – Ольга Кузнецова, композитор – Ян Кузьмичев, художник по свету – Максим Бирюков, хореограф – Елена Ербакова. Создатели куклы «Петров в детстве»: Артем Картавцев, Сергей Дружаев, Максим Поклонский, Ольга Тарасова.