Вчера, 14 февраля, в Радищевском музее открылась выставка работ саратовского художника Михаила Аржанова (1924 – 1981).
Исследователи считают Аржанова одной из наиболее ярких и значимых фигур в истории саратовской художественной жизни второй половины XX века. Его творчество относится к категории неофициального искусства. При жизни Аржанов был официально признан формалистом.
В советское время формалистами называли литераторов, художников, скульпторов, чьи работы не вписывались в канон соцреализма. Такое искусство считали чуждым и непонятным советскому народу. Утверждалось, что оно не отвечает главной задаче – демонстрации ведущей роли коммунизма и партии в жизни общества. Смысл соцреалистической картины всегда очевиден массовому зрителю: там нет сложных форм, слишком яркой или слишком мрачной цветовой палитры, а сюжет подается без метафор.
Такой ярлык почти всегда ставил крест на творце. Аржанова, который не был готов на компромиссы, не принимали в Союз художников, он не получал заказов, не мог организовать ни одной персональной выставки. Кроме того, Аржанов входил в круг находившегося в опале художника Николая Гущина. Бесследно это пройти не могло.
Первая выставка Аржанова состоялась только в 1984 году, спустя три года после смерти. Она была весьма скромной. Вчера, 14 февраля, на церемонии открытия выступила организатор первой выставки Аржанова Лидия Красноперова. Вот как она вспоминает то время:
«Сделать ее [выставку] было очень трудно. Надо было пойти на хитрость: мы его представляли [посетителям] не как художника, а как реставратора. Только так можно было пройти стену отдела культуры и партийных органов. Репутация [Аржанова] была понятна. С тех пор состоялся ряд выставок его работ, каждый раз – это открытие».
Для Радищевского музея Аржанов человек особый. Он на протяжении десяти лет – с 1960 по 1970 год – работал там реставратором и заведовал мастерской, инициировал открытие музейного отдела древнерусского искусства. Как известно, этот период жизни художника завершился из-за внутреннего конфликта в учреждении. Радищевский музей, начиная с 1984 года, провел несколько выставок работ Аржанова. Однако нынешняя, возможно, станет самой яркой из них.
В сегодняшней экспозиции представлены около трех сотен работ: масляная живопись, акварель, графика. Часть картин находится в собрании музея, часть предоставили частные коллекционеры, часть – наследники Аржанова.
На открытие выставки пришли несколько десятков человек, в том числе дети художника.
В музее постарались объединить работы в циклы, представив несколько картин как цельное произведение, и расположить их по хронологии: от ранних работ к поздним. На картинах запечатлены волжская природа, городские виды, портреты близких. Они выполнены в разных техниках. Экспрессивные картины маслом создают эффект беспокойства, лиричные акварели – дарят зрителям умиротворение. По всей видимости, (само)рефлексия является важной чертой творчества Аржанова: в экспозицию включены сразу несколько автопортретов разных лет.
Венчает экспозицию подборка, куда включены портреты детей Аржанова – Ирины, Егора и Николая. Они полны нежности, через призму которой может смотреть только любящий отец (важную роль в творчества Аржанова играла и его супруга Маргарита Богадельщикова, которая присутствует на некоторых работах в качестве модели). Прекрасным дополнением детских портретов является игрушечный деревянный город, который собрал для детей сам Аржанов.
Выставка открыта в корпусе на улице Первомайской, 75. Ее можно посетить до 6 апреля включительно.