Губернатор Саратовской области Роман Бусаргин официально обратился к министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову для решения проблемы массовой миграции сайгаков. Об этом «СарИнформу» сообщили в пресс-службе комитета охотничьего хозяйства и рыболовства региона.
Напомним, в конце мая из Казахстана на территорию Саратовской области зашло около миллиона сайгаков. Стада животных вытаптывают и съедают посевы: от них пострадали аграрии Новоузенского, Питерского и Александрово-Гайского районов. Риск миграции сохраняется для Дергачевского и Озинского районов.
Сайгак числится в Красной книге России, убивать его нельзя. Охранный статус был присвоен много лет назад из-за угрозы гибели (и сейчас виду присвоена категория «находящийся под угрозой исчезновения»). Аналогично этот вид охраняется и в Казахстане. Благодаря принимаемым мерам, животные быстро размножились.
В Саратовскую область мигрировала так называемая волго-уральская популяция. Согласно последним данным, ее общая численность составляет около 1,6 миллиона голов. Сайгак также обитает в Прикаспии. Численность этой популяции, согласно данным на 2020 год, составляет 8,5 тысячи голов. При этом в Красную книгу внесен весь вид, без раздела на популяции.
Как рассказали «СарИнформу» в комитете охотничьего хозяйства, губернатор просит федеральное Минприроды «рассмотреть вопрос о статусе сайгака волго-уральской популяции и при необходимости внести изменения в Красную книгу». При этом вчера, 4 июня, председатель комитета Александр Гаврилов призвал исключить сайгака из Красной книги.
В случае, если сайгака лишат краснокнижного статуса, вид может стать охотничьим ресурсом, то есть на убийство животных будут выдавать разрешения.
Вопрос регуляции численности, согласно публикациям международных и национальных СМИ, рассматривают и власти Казахстана.
Между тем, губернатор Бусаргин анонсировал выплату компенсаций аграриям, которые пострадали от «атаки» животных.
Предложения об исключении видов из Красной книги РФ рассматривает федеральное Минприроды. Соответствующие заявления могут подавать граждане, организации или органы власти. Затем Минприроды направляет эти предложения в Российскую академию наук и – если это необходимо – в другие научные структуры.
Ученые формируют экспертные заключения, возможно ли исключение вида или изменение статуса, и передают их в комиссию Красной книги при Минприроды. Комиссия обсуждает заключения и высказывает министерству свою позицию: что делать в конкретном случае.
Если ученые (а вслед за ними комиссия) придут к выводу, что виду больше не угрожает опасность, то Минприроды меняет его статус или исключает из охраняемых, согласовывая решение с Минсельхозом России.
Основания для исключения из Красной книги или изменения статуса вида следующие:
- численность или ареал обитания вида восстановился;
- в условиях существования вида произошли «положительные изменения»;
- наличие Минприроды «других данных», которые свидетельствуют «об отсутствии необходимости специальных мер»;
- безвозвратное вымирание вида.
Как сказано в самой Красной книге, сайгак был распространен по всей территории Евразии. Размеры популяции сильно колебались, начиная с середины XIX века. На ее состояние повлияли чрезмерный промысел, индустриализация и освоение сельхозтерриторий.
В середине XX века в СССР были приняты меры по защите вида, после чего популяция начала восстанавливаться. Однако к «нулевым» на территории Прикаспия обитало около 20 тысяч особей, на территории Казахстана – менее 30 тысяч. К 2016 году количество особей на территории России сократилось до 3,5 тысяч.
Популяция в Казахстане в 2021 году составила 842 тысячи особей (из них 545 тысяч – волго-уральская популяция, которая и мигрирует в Саратовскую область). В дальнейшем сайгак начал размножаться быстрее.