erid: 2W5zFK37AVN
В последние два года одной из ключевых тем деловых изданий стало IPO — первичное публичное размещение акций. Связано это с тем, что всё больше компаний выходит на биржу, а инвесторы — всё чаще готовы вкладываться в новичков. Насколько успешно проходят IPO в России сейчас и стоит ли участвовать в них инвестору? На эти и другие вопросы ответил директор Саратовского представительства АО «ФИНАМ» Дмитрий Косаков.
— Почему IPO стало востребованным инструментом на финансовом рынке?
— IPO, или первичное публичное размещение акций, позволяет бизнесу получить капитал для роста. В условиях, когда ключевая ставка высока и есть вероятность ее дальнейшего повышения, кредиты становятся слишком дорогими и недоступными для многих потенциальных эмитентов. В этом случае выход на биржу позволяет привлечь значительные финансовые ресурсы, необходимые для развития бизнеса, погашения долгов или масштабирования. Кроме того, IPO повышает узнаваемость компании, поскольку в этом процессе большая роль отводится маркетингу. Широкая рекламная деятельность и публичность дает возможность привлечь как новых клиентов, так и новых партнеров. Что касается инвесторов, то IPO – это хорошая возможность диверсифицировать портфель, вложиться в прогрессивный бизнес.
— Многие игроки до недавнего времени прогнозировали бум IPO, — именно так эксперты называли всплеск активности на рынке. Насколько оправданы такие прогнозы?
— Если мы будем сравнивать текущие показатели с теми значениями, что были в 2022 году, то, безусловно, это бум. В 2022 году нашелся лишь один смелый эмитент, вышедший в публичное поле. Это был Whoosh, сервис шеринга электросамокатов. Через год на рынок IPO вышли уже 8 компаний. Во многом такой скачок был связан с тем, что рынок оказался изолированным из-за западных санкций, и многие компании стали ключевыми игроками в сложном процессе импортозамещения. В 2024 году на бирже появилось еще 11 новых эмитентов: каршеринг «Делимобиль», разработчик банковского ПО «Диасофт», МТС Банк, МФК «Займер, лизинговая компания «Европлан», КЛВЗ «Кристалл», онлайн-ритейлер «ВсеИнструменты.ру», фармгруппа «Промомед», а также представители технологического сектора — IVA Technologies, «Элемент» и «Светофор». Иными словами, бум действительно произошел.
— Значит ли это, что рынок и дальше будет расти?
— Результаты могли бы быть лучше в этом году. Но конъюнктура сложилась такая, что несколько компаний, которые готовились к IPO, были вынуждены пересмотреть параметры выпуска либо вовсе отложить выход на биржу. В условиях, когда ключевая ставка 18% и это, судя по прогнозам, не предел, частные инвесторы, которые формируют спрос, охотнее открывают вклады, инвестируют в инструменты с фиксированной доходностью. IPO в таких обстоятельствах становится еще более рискованным инструментом. В результате мы видим профицит предложения и, грубо говоря, дефицит спроса. Поэтому сейчас темп, с которым компании участвуют в IPO, немного снизился. Но всё зависит от того, что будет происходить на рынке в дальнейшем. Впрочем, на ближайшие 6 лет общий вектор задан. Минфин прогнозирует в год по 20 IPO. Министерство работает над федеральным проектом, который позволит достичь цели, поставленной президентом. Глава государства поручил увеличить капитализацию фондового рынка до 66% от ВВП к 2030 году.
— Стоит ли сегодня инвестору уча¬ствовать в перви¬чном разме¬щении акций или подождать до 2030 года?
— Ответ на этот вопрос зависит от ряда факторов, он абсолютно индивидуальный. Что за компания выходит на IPO, каковы ее перспективы в отрасли, на бирже, — нужно на этапе принятия решения все досконально проанализировать, взвесить. Какова итоговая цена размещения акций, на какие риски инвестор готов пойти, к какой финансовой цели он стремится. Любая новая возможность увеличить капитал на финансовом рынке часто сопряжена с риском. Это надо понимать и учитывать, выстраивая свою инвестиционную стратегию.
— Как можно охарактеризовать те компании, которые выходят на биржу? Что это за игроки?
— Если говорить о секторах, то, отмечу, они очень широко представлены на рынке IPO. Это ритейлеры, фармкомпании, банки. Сейчас многие инвесторы фокусируются на IT-секторе, на МТК — малых технологических компаниях. Вообще IT-компании – новые игроки для российской биржи. Судя по рынку, инвесторы очень ждут отечественных эмитентов из сферы ИИ и робототехники.
В этом смысле «Финам» тоже не ждет, пока изменятся обстоятельства, а меняется сам, делая шаг вперед на рынке капитала. Брокер предлагает своим клиентам комплексный сервис. Речь не просто о классическом рынке первичных размещений, а о многомерном, объемном подходе, позволяющем найти оптимальный источник привлечения капитала для роста.
Участие в IPO - станьте первым среди первых, инвестиции в IPO.
Реклама, АО «ФИНАМ», 7731038186