Инновационную аккумуляторную батарею 90KGL140P и выкатную конструкцию подвагонного аккумуляторного ящика, которая позволяет максимально оперативно устанавливать и заменять оборудования на местах, сотрудники Завода автономных источников тока (ЗАИТ) разработали специально для электропоездов нового поколения «Иволга» в 2018 году. На сегодняшний день саратовское предприятие поставило Тверскому вагоностроительному заводу (который входит в Трансмашхолдинг) уже более 250 комплектов таких батарей. А в 2024 году аккумуляторными батареями завода будут укомплектованы 42 состава электропоездов «Иволга 4.0».
Участие в передовых проектах
Поезда «Иволга» ходят по Московским центральным диаметрам (МЦД). Это система наземного метро, которая позволила пассажирам, пользуясь единым проездным, бесплатно пересаживаться с метро на электропоезда МЦД и с минимальными затратами времени и средств добираться из Москвы в города Московской области.
Первые два диаметра: МЦД-1 «Одинцово – Лобня» и МЦД-2 «Нахабино – Подольск», как и первые «Иволги» были запущены в эксплуатацию еще в ноябре 2019. По словам экспертов, на сегодняшний день электропоезда этой серии считаются наиболее технически оснащенным и комфортабельными. В головных вагонах предусмотрены места для маломобильных пассажиров, детских колясок, велосипедов и самокатов. Пассажирские сиденья оборудованы зарядными устройствами, а многочисленные экраны транслируют информацию о ходе движения. Не удивительно, что за время работы, МЦД стал одним из приоритетных видов транспорта для горожан.
В августе и сентябре этого года президент страны Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин дали старт еще двум Московским центральным диаметрам. 17 августа в ЦВЗ «Манеж» в рамках выставки «Год нового транспортного каркаса» глава государства принял участие в открытии движения по МЦД-3, идущему из Зеленограда в Раменское. На выставке Владимир Путин также осмотрел обновлённый подвижной состав поездов «Иволга 3.0», а 9 сентября президент страны по видеосвязи принял участие в запуске четвертой линии Московских центральных диаметров (МЦД-4), который, пройдя через центр столицы, соединил подмосковные города Апрелевку и Балашиху.
На сегодняшний день по маршрутам МЦД курсирует более 50 поездов «Иволга», перевозя в день более 600 тысяч пассажиров.
ЗАИТ сегодня
Комплектация «Иволги» – это лишь один из знаковых проектов завода. На сегодняшний день аккумуляторы ЗАИТа стоят практически на всех пассажирских железнодорожных вагонах, электропоездах, вагонах метро, электровозах и магистральных тепловозах новой постройки. Только в 2022 году предприятие отгрузило более 180 тысяч аккумуляторов и батарей для нужд заводов АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ), ОАО «РЖД», метрополитенов России и других потребителей. В 2023 году рост продолжился - объём производства за 9 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года увеличился на 16,8%, а планируемый рост выручки в следующем году, по мнению руководства завода, составит не менее 11,7%.
Предприятие постоянно развивается, внедряет новые разработки, осваивает современные технологические процессы, которые позволяют производить аккумуляторы и батареи, полностью соответствующие требованиям российских и международных стандартов.
По словам доцента кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Галины Кузнецовой, сфера железнодорожного транспорта в сложившейся экономической ситуации оказалась наиболее защищенной, наиболее подготовленной, хотя и потребовала некоторых вложений в восстановление и актуализацию имеющихся производств. По мнению эксперта, развитие собственных мощностей необходимо и будет еще более эффективным за счет выявления вот таких сильных нишевых сфер и эффективного продвижения производимой продукции как внутри страны, так и на внешние рынки.
Надо отметить, что действительно, продукцией саратовского аккумуляторного завода оснащена современная рельсовая техника, в том числе в других странах СНГ и Евросоюзе. Но, конечно же, наиболее широко она применяется в конструкции современных отечественных поездов, таких как, «Москва - 2020», курсирующих в столичном метро, и «Балтиец», обсуживающий пассажиров питерской подземки.
И производители, и эксплуатанты считают, что продукция саратовского ЗАИТа зарекомендовала себя как эффективный источник тока, обеспечивающий длительный срок службы, максимальную надёжность и наименьшие затраты на аккумуляторные батареи в стоимости жизненного цикла подвижного состава.