В редакцию «СарИнформа» обратились руководитель саратовского отделения общественной организации «Боевое Братство» Сергей Авезниязов и председатель октябрьского отделения этой организации, участник СВО Сергей Фролков. Они прокомментировали скандальную историю с увольнением педагога после спектакля по случаю празднования 80-летний Победы.
Речь о спектакле по повести Валентина Катаева «Сын полка». Постановку показали в саратовском поселке Тепличный. В спектакле использовалась нацистская атрибутика – свастика и «большое изображение диктатора нацистской Германии». Отмечалось, что руководству школы якобы это не понравилось. В результате работавший над спектаклем педагог Вера Башкова написала заявление об увольнении. Сейчас чиновники и прокуроры проверяют, было ли нарушение закона в указанной истории.
Комментируя инцидент, Авезниязов отметил, что случай вызывает серьезные вопросы о балансе между исторической достоверностью и воспитательной ответственностью. По его мнению, с одной стороны, постановка «Сын полка» – произведение о войне, где отрицательные персонажи неизбежны, с другой, «использование свастики, даже в рамках сценического образа, – крайне неоднозначное решение, особенно в школьной среде».
Авезниязов считает, что «патриотическое воспитание не должно допускать даже малейших рисков ассоциаций с нацистской символикой». Вместо свастики, как он заметил, «можно было использовать условные обозначения – например, повязку с орлом (без свастики) или другие узнаваемые, но нейтральные элементы формы». Это позволило бы сохранить образ врага, не переступая правовых и этических границ, сказал общественник.
По мнению Авезниязова, ситуация требует взвешенного подхода: «без оправдания использования запрещенной символики, но и без избыточных административных репрессий».
«Сейчас главное – не допустить, чтобы этот случай дискредитировал саму идею патриотических спектаклей. Школа должна воспитывать неприятие нацизма, но делать это грамотно – без двусмысленных образов и тем более без перегибов в наказании педагогов», – добавил руководитель «Боевого братства».
Фролков обратил внимание, что элементы нацистской Германии были именно на одежде юных актеров.
«Понимаю педагога, который хотел передать глубокий смысл постановки спектакля и донести до зрителя всю боль, которую пришлось испытать советскому народу в годы Великой Отечественной войны. Однако считаю, что в современных реалиях возможно прибегнуть к современным технологиям, например путем трансляции видеохроник на мультимедийном экране, организации выставочных портретов и композиций», – сказал он.
Активист уверен, что после проверки будут сделаны взвешенные выводы.