Показатели оптимизма частного бизнеса в России упали до минимума с 2009 года. Такие данные приводит РБК со ссылкой на опрос консалтинговой компании IHS Markit.
Впервые с января 2009 года доля предприятий, которые не хотят вкладывать средства в производство, значительно увеличилась. Кроме того, компаний, ожидающих рост цен на товары и услуги в ближайшем году, стало на треть больше, чем тех, кто ждет снижения. В июне предприятий, готовых вложиться в производство, было около 20 %, а уже в октябре осталось только 6%.
«СарИнформ» поинтересовался, как дела обстоят на предприятиях саратовских бизнесменов.
Крупный предприниматель Александр Благодаров признал, что многие сферы во время коронавирусного кризиса сильно просели:
«Кофейни давно уже все закрыты – стагнировали. Правда, помещения отдаем под аренду. Но это скорее пабы низкого качества, шаурмячные, в основном с работой на вынос. Гостиничный бизнес попал, одним из первых, под пострадавшую отрасль. Мы также сотрудничаем с крупными мировыми гостиничными компаниями – везде все не очень хорошо. Первый этап поддержки, полученный от государства, уже закончился. Если не будет второго этапа, то скорее всего будут закрытия и сокращения. Сейчас «Олимпию» перестраиваем, строится она, скорее, по инерции. А когда заработает в полную силу – ясности нет», - резюмировал Благодаров.
Саратовский ресторатор Андрей Табояков констатировал, что предприятия работают в убыток:
«Некоторые наши заведения мы даже не смогли открыть в связи с летними ограничениями. О расширении и речи быть не может. Особенно это касается Ирландских пабов – это ночные заведения, соответственно, заработок и основной поток посетителей там в ночное время. А приходится работать только до 23:00. Главное, чтобы люди в масках ходили и не болели – мое единственное пожелание. Может таким образом обстановка потихоньку стабилизируется», - пожелал Табояков.
Президент торгового центра «Славянский мир», депутат городской думы («Партия дела») Олег Комаров с сожалением констатировал, что сокращение неизбежно:
«Планируем сокращаться, в Саратове сейчас большой экономический кризис. Расширение может быть выгодно только бюджетным структурам. Все частные фирмы, думаю, будут сокращаться, если не закрываться. Мои знакомые уже в Брянск уехали. Дело касается и коммунальных платежей, которые очень высоки, по сравнению с другими городами. Получается, что в Саратове невыгодно заниматься бизнесом».
Предприниматель, член Общественной палаты Саратовской области Михаил Волков разделил предприятия на три сегмента – те, которые неплохо заработают во время пандемии, те, на которые пандемия никак не повлияла, и те, которые потерпят серьезные убытки вплоть до закрытия.
«Есть компании, которые работают совместно с государством по контрактам – этих контрактов довольно много. Не столько предприятий, сколько контрактов заключены с этими предприятиями. В таких случаях происходят расширение производства и рабочей силы.
Есть сектора, которые растут – это сельское хозяйство и обработка сельхозпродукции. В связи с пандемией происходит расширение медицинского сектора. Частные сектора чувствуют себя намного хуже, исключение составляет, наверное, строительный сектор.
В нашем случае мы занимаемся диверсификацией, планировали расширяться в этом году, но пока у нас некая заморозка, перенесем все на следующий год. Помимо потребительских проблем, есть и логистические проблемы. То одно предприятие закроется, то один материал не привезут, в таких условиях работать довольно сложно», - рассказал Волков.
Представитель сети салонов оптики «Офтальмика» Галина Хрусталева отметила, что до пандемии коронавируса в планах было открытие новые офтальмологических салонов:
«Но так как у нас фирма частная, приходилось исправно платить аренду. Когда закрыли посещения ТЦ, тоже пришлось закрывать один из салонов. О расширении речи быть на данный момент не может. Выживаем только тем, что очки и линзы – это товары первой необходимости. Работаем на окупаемость и на зарплаты сотрудников. Надеемся, что скоро обстановка стабилизируется».
Фото: © sarinform.ru