Это предусматривает стратегия развития внутреннего водного транспорта
В стратегии развития внутреннего водного транспорта России обозначены главные направления работы, благодаря которым правительство РФ планирует вывести отрасль из кризиса.
Чиновники намерены расчистить русла рек и судоходных путей, при необходимости обеспечить повышение уровня воды на обмелевших участках, которые за последние 25 лет стали непригодными для судов. Эта проблема, как отмечают разработчики стратегии, резко ослабила конкурентные позиции речного флота в транспортной системе России. В итоге гарантированный судовой ход на реках России должен увеличиться до 27,5 тысячи километров.
К 2018 году правительство планирует полностью перевести на содержание из федерального бюджета и водные пути, и гидротехнические сооружения, расположенные на судоходных реках. Для этого разработаны и утверждены нормативы.
В стратегии закреплено строительство трех крупных речных объектов: второй нитки шлюза Нижне-Свирского гидроузла в Ленинградской области, Нижегородского гидроузла на Волге и Багаевского - на Дону. Первый должен вступить в строй в следующем году, второй и третий - в 2020-м. Эти объекты обеспечат глубину судовых ходов до четырех метров. Кроме того, к 2030 году планируется закончить проектирование вторых ниток на шлюзах Волго-Донского канала. Проект разработчики планируют реализовать через механизм государственно-частного партнерства.
Обновление ждет обслуживающий флот. За время действия стратегии запланировано за счет федерального бюджета построить 825 единиц, в том числе 70 земснарядов и 403 обстановочных судна. Механизм реализации мероприятия предполагает прямое финансирование из федерального бюджета.
Изменения ждут систему управления речной портовой инфраструктурой. Обновление погрузочно-разгрузочного парка портов чиновники планируют провести при помощи бюджетных субсидий, льгот по налогам и пошлинам. Будет создана единая система контроля за состоянием причальных стенок.
Изменится тарифная политика - свободное ценообразование на перевозки ограничат мерами защиты от дискриминационных ставок и демпинга. Это, как считают разработчики стратегии, поможет повысить рентабельность перевозок и уменьшить срок окупаемости затрат на покупку и строительство новых судов.
Авторы стратегии предлагают разработать механизм выплат судовладельцам денег на приобретение новых судов взамен сданных на утилизацию, а также другие меры по поддержке судостроения. До 2030 года планируется построить 13550 грузовых и вспомогательных судов, в том числе 490 - класса "река-море".
Судовладельцам, осуществляющим пассажирские перевозки, в стратегии обещана государственная поддержка - в первую очередь - на скоростных и социально значимых маршрутах. Предполагается реконструкция и строительство речных вокзалов и причалов, создание региональных и муниципальных программ развития пассажирского флота - власти субъектов Федерации разработают для этого специальные программы.