Глава города не исключает роста социальной напряженности
Глава Саратова Олег Грищенко рассчитывает на положительный для города результат при введении нормативов отчислений в городской бюджет из областного.
В апреле градоначальник обратился к губернатору Валерию Радаеву и прокурору Саратовской области Владимиру Степанову с предложением объединить усилия органов государственной власти для обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления, в том числе для решения вопроса о вводе единых нормативов отчислений в бюджеты городских округов от ряда налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, о пересмотре нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц. По мнению Олега Грищенко, это необходимо, поскольку недостаточный на протяжении нескольких лет уровень финансирования не позволяет в полном объеме обеспечить реализацию вопросов местного значения и поддерживать бесперебойное функционирование объектов городского хозяйства.
Ответ в адрес главы Саратова последовал от председателя Счетной палаты Саратовской области Сергея Харченко. В нем руководитель СП указал на то, что со стороны Саратовской области бюджетное законодательство при распределении доходов между областным бюджетом и бюджетом муниципального образования не нарушено. В том, что касается транспортного налога, Бюджетный кодекс предусматривает право, а не обязанность органов государственной власти субъектов РФ передать полностью или частично этот вид налоговых доходов в соответствующие бюджеты. В порядке, предусмотренном действующим законодательством, установлены и единые нормативы отчислений налога на доходы физических лиц: в бюджеты муниципальных районов – в размере 19%, в бюджеты городских округов – в размере 11,6%.
Упоминает руководитель Счетной палаты области и о том, что областной бюджет 2015 года был принят в условиях жесткого режима экономии и постоянных мероприятий по оптимизации расходов, дефицит бюджета составляет 9,5% (свыше пяти миллиардов рублей).
Олег Грищенко прокомментировал ответ надзорного органа:
"Я считаю, что при распределении доходов между уровнями бюджета необходимо рассматривать совокупность правовых норм, а не один какой-то аспект, потому что в другом случае ситуация будет выглядеть однобоко и не даст положительного результата для Саратова. Многолетнее недофинансирование городской казны усугубилось ухудшением социально-экономической ситуации, замедлением темпа роста экономики, выпадением значительной части доходов. В результате изменений областного законодательства и нормативов отчислений Саратов потерял с 2013 года порядка 600 миллионов рублей по транспортному налогу, с 2014 года – около 1,4 миллиарда по налогу на доходы физических лиц и порядка 650 миллионов рублей по земельному налогу, арендной плате и продаже земельных участков.
Основываясь на расчетной потребности, можно констатировать, что собственные полномочия Саратова финансово обеспечены лишь на 33,4%. То есть город не просто не может эффективно исполнять свои полномочия - проблемы уже демонстрируют настолько негативную динамику, что могут привести к возникновению техногенных происшествий на городских коммуникациях и росту социальной напряженности.
Что касается дефицита бюджета МО "Город Саратов", он уже достиг предельного значения в 10%. За 2013-2014 годы муниципальный долг вырос на 1,3 миллиарда рублей, растут расходы и на его обслуживание. У нас есть понимание того, что на региональном уровне тоже немало проблем, и мы готовы были до поры до времени "затягивать пояс", но рано или поздно наступает момент, когда затягивать его уже некуда. Во избежание крайне неблагоприятных для областного центра, а значит, и для всей области последствий необходимо пересмотреть объем отчислений в бюджет Саратова. Рассчитываю в этом вопросе не только на формальное соблюдение буквы закона, но и на положительный для города результат".