— Оценить борьбу с коронавирусом я могу по собственному опыту. В начале марта мы с супругой слетали в Москву. Затем вернулись на самолете в Саратов. Приземлились. В аэропорту на нас, как и на весь рейс никто даже внимания не обратил. Ни специалистов, ни проверок. Приезжаем домой, а по телевизору во всю показывают, как тщательно всех осматривают в аэропортах. И как после этого верить в эффективность мер?
Другой критичный момент заключается в дефиците собственного производства масок, приборов для дезинфекции. Выяснилось, что большинство компаний, которые декларировали себя производителями, на самом деле получали оборудование из Китая и ставили на него свою маркировку. Когда Китай сказал "стоп, нам самим нужно оборудование", вскрылось, что изделий у нас на самом деле нет. И осталось только два производителя, один из которых в Саратовской области. Эта ситуация — как лакмусовая бумажка — должна определить: либо мы отдаем предпочтение контрафактным схемам, либо все-таки поддерживаем свои производства. Урок, который нам надо извлечь.
Также стоит сказать о квалификации руководителей. Недавно вышло постановление о поддержке изготовления масок и средств дезинфекции. Ни количество, ни сроки там не прописаны. Только общая сумма — два десятка миллиардов. Это, я считаю, некачественно подготовленный документ. Сразу вспомнился документ, который произвел на меня серьезнейшее впечатление. Несколько лет назад, готовясь к юбилею Саратовэнерго, мы запросили недавно рассекреченные данные. Речь идет о приказе 1942 года за подписью Сталина об организации Саратовэнерго. Несмотря на сложнейшую в то время ситуацию с рвущимися гитлеровскими войсками к Сталинграду, документ поражает абсолютной четкостью. Там было конкретно прописано, что надо сделать для организации завода. Такого уровня документов сегодня очень не хватает. К сожалению, это связано с деквалификацией тех, кто принимает решения. А война и коронавирус здесь ни при чем.