— О послании Федеральному собранию. Я поднял законодательство и обратил внимание на одну особенность. Наверно, немногие об этом знают, но послание является элементом стратегического планирования и управления. Что у нас получается: было 16 посланий, а ни одна из стратегических целей так и не достигнута. Сказано, конечно, все верно, но результат доверия не вызывает. Считаю, было бы целесообразно проанализировать причины срыва Стратегии-2020, всех ее основных показателей и сделать выводы. Ведь не проанализировав предыдущего, нельзя двигаться дальше. У нас, к сожалению, этого не произошло. Ну а запрет — на фоне патриотизма — депутатам и министрам иметь двойное гражданство, считаю, давно надо было вводить, это само собой разумеющееся.
Что касается отставки правительства. Дай бог, чтобы это было началом структурных реформ. Поскольку одним кадровым решением тут не обойтись. Я бы назвал это вынужденным, но необходимым и запоздалым шагом. В предыдущем правительстве я уважал четырех человек, с которыми мне пришлось лично общаться. Это министр иностранных дел Сергей Лавров, министр промышленности и торговли Денис Мантуров, министр обороны Сергей Шойгу и вице-премьер Юрий Борисов. Что касается фигуры бывшего председателя правительства... Не берусь его даже сравнивать с такими корифеями как Косыгин, Рыжков, Примаков.
Кандидатуру Михаила Мишустина я воспринял с надеждой. Лично с ним взаимодействовал в 2004-2005 годах, когда он еще был руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (сейчас Роснедвижимость). На меня Михаил Владимирович тогда произвел хорошее впечатление — ясной постановкой задач, четкими ответами.
Хотелось бы сказать о его положительных качествах. Во-первых, образование. В отличие от предшественника, он закончил "Станкин" и получил квалификацию инженера-системотехника. Он из тех людей, которые способны к системному управлению при объемных информационных потоках и большом количестве работающих людей. Во-вторых, новый руководитель правительства не входил в кастовые группировки. Он не из того отдела внешне-экономической деятельности, который не смог выполнить ни одной стратегической цели. К тому же, Мишустин доказал, что реально способен заниматься большими делами. Никто не станет отрицать, что за годы его руководства налоговой службой произошло значительное усовершенствование ее работы. ФНС была успешно поставлена на компьютерное управление. Здесь как раз сказалась его база системотехника — зная основы процессов, он продемонстрировал свои навыки.
За Михаилом Владимировичем реальные дела. Я даже не сомневаюсь, что он будет стараться принимать оптимальные решения. Хочется пожелать ему успехов.