Три месяца назад министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области разделили на два – министерство транспорта и министерство дорожного хозяйства. Второе возглавил Сергей Никитин, который до этого был первым замом в объединенном ведомстве. С того момента и до сегодняшнего дня он пока находится в статусе исполняющего обязанности, что, впрочем, никак не влияет на работу. На руководителе, пусть и в статусе и.о., лежат те же задачи, что и на министре.
Сергей Викторович стал очередным героем рубрики «Политик вне политики». В рамках нее мы рассказываем о политических деятелях в контексте их обычной жизни: чем увлекаются, о чем мечтают, как отдыхают.
Как и у большинства государственных служащих, в кабинете главы минтранса царит рабочая атмосфера – большой рабочий стол со стопками бумаг на изучение и подпись, карта Саратовской области, ведомственные кубки за стеклом. Большие окна выходят на солнечную сторону, из-за чего в помещении довольно жарко.
Расскажите о вашем детстве: где родились, кто ваши родители.
Родился и всю жизнь провел в Саратове. Учился в ЭШС № 4 на Московской/Радищева. Здание известно многим нашим горожанам, в прошлом веке там было Суворовское училище. После школы учился в Саратовском политехническом институте.
Папа у меня инженер, мама оканчивала саратовский сельскохозяйственный техникум.
Как учились в школе, какие предметы нравились, чем занимались?
На самом деле, у меня была средняя успеваемость. Не был отличником, но и двоечником, заядлым хулиганом не был. Был интерес к русскому языку, литературе. К математике был интерес, хоть и не было, может быть, хорошей успеваемости. Геометрией интересовался в школе. А вот в вузе у меня уже образование «инженер путевого сообщения» – как раз потребовалась начертательная геометрия, школьные навыки пригодились.
Специальность в вузе называлась «Автомобильные дороги, аэродромы», факультет транспортного строительства. А в дипломе написано «инженер путей сообщения».
А что с кружками, творческой деятельностью, спортом?
В школьные годы занимался плаванием, потом в институте с успехом сдавал норматив по плаванию – и за себя, и за своих одногруппников. В школе еще ходил в ДОСААФ на Радищева/Кутякова, где был клуб «Юный моряк». Там были разносторонние занятия для общего развития: гребля, управление маломерными судами, теория судостроения, судовождения.
Кем успели поработать и как вообще вы выбрали дорожную сферу?
Сразу после вуза я пошёл работать непосредственно по специальности, практически без летнего отдыха. В 2009 году, как окончил вуз, летом пошёл на своё первое место работы. Это было коммерческое дорожное предприятие, планово-технический отдел - обычным инженером. Поработал там почти год, увидел, как все работает, изнутри. И уже в 2010 году перешёл на работу в наше подведомственное учреждение, сейчас оно называется «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», в отдел качества лабораторного контроля.
Вы проверяли качество дорог?
Да, совершенно верно. В должности «главный специалист-эксперт» поработал там 4 года. А после этого, в 2014 году устроился в министерство транспорта и дорожного хозяйства, также на должность главного специалиста. Вот, собственно, 10 лет уже в этом министерстве.
Во сколько начинается и заканчивается ваш рабочий день?
Начинается не позже 8:00, как правило, нахожусь уже непосредственно на рабочем месте, включён в рабочий процесс. Может быть раньше, если того требует ситуация. Ну а по вечернему времени - тут уже зависит от обстоятельств, от того, что требует ситуация.
В целом, у государственного служащего рабочий день не нормирован. Ну а у исполняющего обязанности министра уж тем более. Поэтому работаем в соответствии с поставленными задачами.
Для того, чтобы работать в таком графике, нужно много энергии. Каким образом заряжаетесь? Зарядку с утра делаете?
Нет, зарядку, честно говоря, не делаю. Да и не делал никогда, честно скажу. Как-то не ощущал в себе такой потребности. Но я и без этого ощущаю себя достаточно энергичным.
Думаю, я на работе подзаряжаюсь, получаю энергию от коллег, от общения с людьми. Ну и от времени дома, с семьей.
Расскажите про семью. Вы женаты? Есть дети?
Да, женат. У меня сын, которому со дня на день будет 8 лет.
Успеваете с семьей увидеться в плотном графике?
Успеваю, у меня сын первоклассник. Его, как любого ребёнка, не разбудить утром. А вот спать он ложится поздно, всегда дожидается меня вечером после работы. И я стараюсь находить время, как-то провести его с сыном, найти общие темы.
Кто у вас готовит завтрак? Что предпочитаете?
Завтрак доверяю целиком и полностью супруге, потому как сам не обременён большими способностями в приготовлении еды. К еде не предъявляю каких-то особых претензий. Как правило, это какие-то такие быстрые односложные блюда - яичница, чай, бутерброд с сыром. Что-то такое быстрое, простое: перекусить - и на работу.
Сами вы активно спортом не занимаетесь, но, может, болеете за какую-либо команду?
У меня товарищ с детства очень увлечён баскетболом. И он меня в меру возможности приобщает к этому делу уже довольно давно. Раньше мы с ним часто посещали домашние матчи «Автодора», а сейчас времени на такое почти не остается.
В детстве я тоже пробовал заниматься баскетболом – меня туда позвали из-за высокого роста. Я прозанимался недолго, но воспоминания остались. Сейчас интересно посмотреть, как играет наша команда.
А выходные бывают? Как проводите?
Пока ещё бывают. Но сейчас у нас на носу дорожный сезон, летнее время, когда все дорожные работы будут выполняться с высокими темпами. И тут уже, конечно же, каким-то временем необходимо будет пожертвовать под работу.
В выходные стараюсь уделить время семье либо провести его с друзьями, а лучше и с друзьями, и с семьей. Можно выехать на природу, на дачу. Могут быть, какие-то недалёкие там поездки, экскурсии в пределах региона или недалеко за его границей.
Как относитесь к алкоголю? Есть какие-то предпочтения?
Употребляю немного и редко. Не люблю пиво и крепкий алкоголь. Скорее, это может быть белое полусладкое или игристое вино.
Что насчет хобби?
Ну вот в летнее время это предпочтительно рыбалка по хищнику, ловля на спиннинг. Рыбачу на Волге. Папа у меня тоже рыбак, я у него это увлечение и перенял, научился каким-то азам. А сейчас мой сын тоже вовлекается в эту историю, интересуется.
Какой самый большой улов был?
Если говорить про окуня, то там рыбы до килограмма. Если щука, может, до 4-5 кг.
У нас в регионе, кстати, проводятся чемпионаты по рыбной ловле. Не следите?
Это кардинально другой уровень. Там профессионалы, которые живут этим изо дня в день. У них рыбалка ради результата. А для меня рыбалка – это, в первую очередь, процесс, способ отдохнуть.
Что насчет домашних животных? У вас есть?
Нет, на сегодняшний день нет. У меня были в детстве домашние животные: кошки, попугайчик. А сейчас моя семья меня подталкивает, призывает завести. Но у моей тещи много животных, сыну есть, где познакомиться с животным миром. А дома, в условиях небольшой городской квартиры - мы пока ещё не пришли к этому.
Что насчет музыки? Успеваете послушать? Есть предпочтения?
Слушать успеваю, в машине. А вот фоновая музыка на работе, как некоторые любят – никогда этого не понимал.
Слушать могу любые современные там композиции. Из интересного - мне нравится кавер-версии на зарубежную музыку в исполнении российских исполнителей.
Радио Тапок (псевдоним музыканта Олега Абрамова, создателя группы Radio Tapok)?
Да! Не очень давно для себя его открыл, года три-четыре назад. Я в достаточной мере владею английским языком, чтобы понять, о чем поют зарубежные исполнители, отделять плохие тексты от хороших или просто иметь представление, о чем поют. Но вместе с этим интересно слышать, как популярная зарубежная песня звучит на родном тебе языке.
А что насчет книг и фильмов? Есть предпочтения?
Художественные книги, наверное, остались в школьном периоде. Сейчас это больше техническая документация. И фильм сложно выделить какой-то конкретный, любимый – такого нет. И среди множества интересных фильмов невозможно, мне кажется, один выделить. Это все под настроение: сегодня можно назвать одно, завтра другое.
В кинотеатре последний раз был очень давно. Дома до недавнего времени если что-то и смотрел – только мультфильмы с сыном. Сам я просмотром фильмов не увлекался, а из жанров, пожалуй, самые интересные – детективы, триллеры, что-то остросюжетное.
Английский у вас на нормальном уровне. А в целом, как с иностранными языками?
Кроме английского, больше нечем похвастаться. Английский учил со школы. В дошкольные годы папа закладывал какие-то базовые знания. Сейчас есть какие-то базовые знания, которые могут человеку в повседневной жизни понадобиться.
Были когда-нибудь за границей?
Был однажды в Египте в 2010 году на отдыхе, туристическая поездка.
А по России удалось поездить?
Если говорить о туристических направлениях, то это, естественно, наш юг: Краснодарский край, Сочи, Адлер, Крым, в Симферополе был, в Севастополе. Ну и Москва, конечно. А вот в Петербурге не был до сих пор ни разу.
Еще был в Нижнем Новгороде, Казани, в прошлом году по работе в Новосибирске побывал - большой, замечательный, красивый город.
Какие у вас любимые места в России, в Саратовской области?
В Саратовской области наше место притяжения - это Волга. Для меня это максимально интересно – стихия, вода.
Если говорить про область, здесь тоже можно много мест найти по интересам. Если брать видовые места – это утес Степана Разина, если экскурсии – это село Лох в Новобурасском районе, мельница, пещеры.
Если немного выехать за пределы области – нравится Волгоград. В прошлом году с ребенком были в Пензе в зоопарке - отличная история.
Что вас в жизни вдохновляет и есть ли у вас кумир?
Именно кумиров, наверное, нет. Есть люди, на которых можно ориентироваться в той или иной деятельности.
А что касается вдохновения – наверное, это сам факт моей работы, дорожной деятельности. Я думаю, результаты работы видны жителям, а уж самим дорожникам – вдвойне.
Наверное, больше всего вдохновляет, когда ты видишь введённые в эксплуатацию объекты, которые ещё вчера были на этапе строительства. Что называется «глаз радуется».
Есть у вас мечта?
Наверное, как таковой мечты нет, есть цели. Если говорить по профилю – это, конечно, наши дороги. Я уверен, в обозримом будущем мы придем к тому, что вся наша область будет охвачена качественными дорогами с хорошим покрытием и все люди уже станут передвигаться в любых направлениях безопасно и быстро. Вот это мечта, наверное - быстрее всё сделать, приблизить это, ощутить это здесь и сейчас.
Кем вы хотели стать в детстве?
Водителем автомобиля. Не важно какого, да. Вот лишь бы техника была, руль, педали.
Какие из последних событий вас потрясли?
Наверное, сегодня современного человека ничем не удивишь. Ну, из последнего, развитие искусственного интеллекта – интересная история. Может, будет слишком громко говорить, что это меня потрясло, но так или иначе все на это обращают внимание, это все выходит в нашу жизнь.
А вы, кстати, пользуетесь нейросетями?
Бывало, прибегал, да. Это интересно.
Как вы относитесь к деньгам, экономный ли вы человек, достаточно зарабатываете?
В вопросе заработка, наверное, всегда есть, к чему стремиться. Но я не ставлю себе никаких определенных критериев, ориентиров. Пожалуй, можно сказать, что я экономный. Я знаю, как зарабатываются деньги. Не могу сказать, чтобы мне когда-то деньги давались там легким путем. За 15 лет моего трудового стажа у меня не было позиций, где был бы какой-то легкий заработок. Поэтому и говорить о какой-то склонности к транжирству тут не приходится.
Как бы вы посоветовали хранить деньги?
Мне тут нечем поделиться. Опыта хранения, сбережения на самом деле нет - потому что нет сбережений. Может быть, если мне кто-то подскажет на будущее, то я это учту. А на самом деле, мне кажется, что на сегодняшний день тоже для современного человека не проблема как хранить деньги. Знаменитая фраза из фильма «товарищи, храните деньги в сберегательной кассе» на сегодня уже, наверное, потеряла актуальность.
И в конце: есть у вас правила жизни?
В работе стараюсь придерживаться принципа, чтобы все работало, все исполнялось. А если говорить о жизненных принципах… Есть фраза – если честно, я даже не помню откуда она, но она рабочая – если не знаешь, как поступить, поступи по совести. Наверное, это главный жизненный принцип.
_
Напомним, на вопросы «СарИнформа» уже ответили:
- губернатор Саратовской области Роман Бусаргин,
- министр спорта Саратовской области Олег Дубовенко,
- главный архитектор Саратовской области Анастасия Пузанова,
- начальник Государственной инспекции труда Алексей Санников,
- депутат Государственной думы от «Единой России» Николай Панков,
- экс-депутат Государственной думы от ЛДПР Дмитрий Пьяных,
- зампред правительства Роман Ковальский,
- министр здравоохранения Олег Костин,
- экс-министр культуры, директор саратовского цирка Татьяна Гаранина,
- министр экономического развития Андрей Разборов,
- экс-зампред правительства Павел Мигачев,
- министр транспорта и дорожного хозяйства Алексей Петаев,
- экс-министр цифрового развития Адель Славутин,
- экс-министр молодежной политики и спорта, депутат Роман Грибов,
- экс-председатель городской думы Дмитрий Кудинов,
- член правительства, экс-начальник региональной Службы спасения Юрий Юрин,
- экс-мэр Саратова, глава облдумы Михаил Исаев,
- глава общественной палаты региона Борис Шинчук,
- председатель Саратовского областного суда Олег Ляпин,
- экс-руководитель управления Следственного комитета по Саратовской области Анатолий Говорунов,
- министр инвестиционной политики Саратовской области Александр Марченко,
- экс-сенатор РФ от Саратовской области Олег Алексеев,
- экс-глава Саратова Лада Мокроусова,
- министр промышленности и энергетики Михаил Торгашин,
- министр строительства и ЖКХ Сергей Соколов,
- исполняющий полномочия главы Саратова Павел Сурков,
- министр строительства и ЖКХ Михаил Бутылкин.