- Анатолий Евгеньевич, вам много приходится ездить по миру. К примеру, до приезда в Саратов вы посетили Китай.
- А до этого был в Сибири и Исландии, а потом уже поехал в Китай. Вернулся в Москву и сразу же в Саратов. И все это за две недели.
- Не утомительно так часто преодолевать большие расстояния?
- Так иначе же никуда не успеешь и ничего не сделаешь. Все очень сильно запресованно по времени. Так, в Китае, куда летел из Исландии 15 часов и где пробыл полтора дня, принял участие в конференции. В Исландии посетил могилу Фишера, в 60 с лишним километрах от Рейкьявика, на сельском церковном кладбище. Скромная у него могила там. Местный приход стал известен и туристов много приезжает. Ездил в Исландию на празднование юбилея шахматного клуба который существует 110 лет. Меня приняли в почетные члены клуба, поэтому, может быть, когда-нибудь там сыграю.
- В прошлом году вы участвовали в выборах главы ФИДЕ. Почему не удалось выиграть?
- Я пытался кое-что сделать, но не удалось. Есть другие рычаги и способы решения вопросов. Подобное я не приемлю, так же как большинство стран мира, но, тем не менее, надо конкурировать с этими методами.
- То есть, вы еще попытаетесь возглавить ФИДЕ?
- Пока не знаю. Во всяком случае, если не поменяется политика и руководство шахматным миром игра пострадает. Я имею в виду прежде всего то, что профессиональные шахматы могут будут уничтожены.
- Илюмжинов, кстати, предложил Вам стать помощником.
- Он хотел добиться какого-то единства команды, которая просто не понимает, что он делает. О чем можно говорить при таком положении, тем более если ничего не меняется.
- К слову, о переменах. Одна из наиболее актуальных тем, живо обсуждаемая гроссмейстерами, потеря былой популярности классических шахмат. Дескать, быстрый вариант более интересен. А вы как считаете?
- Мне кажется, это напоминает популизм. В быстрых шахматах нельзя создать шедевры которые остаются на века. Если случится такой переход - это сыграет отрицательную роль на самом виде спорта. Ведь чем выделяются шахматы? Прежде всего, творческой стороной. Быстрый вариант и блиц приведут к потере большой части привлекательности. К сожалению, уровень нынешних деятелей ФИДЕ, которые ведут к тому, не понимают в шахматах красоту идей. Мне достаточно было понаблюдать за Илюмжиновым на Олимпиадах. Он ведь никогда не останавливается, не присаживается и не наблюдает за ходом партии. Пройдет мимо, может даже кивнет головой и на этом все. Если мы полностью лишимся классических шахмат, то можем потерять тех, кто придет на смену нынешним мастерам. Угроза реальна и надо что-то делать.
- Вы хотите сказать, что шахматы могут умереть?
- Да, так и есть. Но не потому, что умирают, а потому, что их хотят умертвить. Становится тяжелее организовывать турниры по классическим шахматам: требуется больше расходов, лучше призы. А чего мучится, если в быстрые все намного проще? Вот по такому пути, к сожалению, сейчас идет развитие.
- Кстати, некоторые из участников завершившегося в саратовском экономическом университете турнира признавались, что им больше по душе быстрый, чем классический вариант шахмат. То есть, час-полтора не столь напряженно и не требует особой подготовки, нежели игра на 4-6 часов.
- Шахматисты поменялись. Многие подчас не способны и не готовы выдержать тех нагрузок которые выносил, к примеру, я. Хорошо помню чемпионат Советского Союза: 22 участника, 30 дней. Ныне это считалось бы сверхмарафоном. Те же матчи на первенство мира в среднем длились 68-70 дней. Кто сейчас готов на такое?
- Еще одна проблема, затронувшая шахматы напрямую, читерство.
- А это что такое? Впервые слышу такое слово.
- Использование компьютерных подсказок.
- Ах, это. Проблема давняя и пока особо не решаемая.
- А как Вы прокомментируете ведение допинг-контроля?
- Полный бред. Случилось это в угоду руководителям международного Олимпийского комитета которым сложно объяснить, что допинга в шахматах не существует потому как никто не знает, что им является. То есть, что стимулирует умственную деятельность и творчество. Ведь существующие медицинские препараты имеют отрицательные стороны, побочные эффекты. Во-вторых, если принимаются какие-то стимуляторы, они улучшают лишь на короткое время. Может быть, кто-то и когда-то пробовал, но это никогда не приносило результата. К тому же все шахматисты друг за другом следят и знают, кто и что из себя представляет. Определение, что чашка кофе и алкоголь тоже допинг, не выдерживают критики. Это просто глупость, потому как любой здравомыслящий человек на подобное не пойдет - себе же хуже. Если уж говорить о допинге, так это связь с компьютером. Скажу иначе - с источником информации. Вот с этим-то надо жестко бороться и пресекать на корню. То, что сейчас делается, только для того чтобы показать - вот, смотрите. Проблему надо решать. Вообще же, на мой взгляд, безумие ставить шахматисту поражение если у него во время партии зазвенел телефон. Правила должны быть такие: собрать у всех участников перед началом мобильные и создать условия при которых они не смогут до окончания партии воспользоваться подсказкой в комнате отдыха, туалете, иных местах. Могу рассказать, как было когда играл на первенство мира. Личного досмотра там не было, но если заходили в игровую зону, по правилам, имели возможность общаться с арбитрами либо в присутствии арбитра с официантом приносившим по просьбе чай или бутерброды.
- Не могу не задать вопрос относительно лидера саратовских шахмат Евгения Томашевского. Как он вам?
- Не могу сказать, что пристально слежу за его выступлениями, у меня много различной работы и выступлений, но показанные результаты говорят сами за себя. Он прогрессирует, стал сильным гроссмейстером, является серьезным соперником для любого.
- В том числе для Вас?
- Я сейчас мало, очень мало играю. В классические почти нет, потому как требуют много времени, чаще всего удается в быстрые.
- Спрошу иначе. У кого есть шанс сыграть с вами теат-а-тет?
- Если говорить о вероятности, то в таком случае со мной могут сыграть заключенные. Я часто посещаю исправительные колонии, где даю сеанс одновременной игры. Так, кстати, было уже и в Саратове, когда приезжал в прошлом году.
- На недавней встрече с Путиным, вы поинтересовались регулированием тарифов. Почему не на близкую вам спортивную тематику?
- Там не было возможности затронуть многое, я задал более глобальный вопрос. Возможно, при следующем случае затрону иную тему.
- Помимо шахмат, что вам еще интересно?
- В бильярд люблю играть. В теннис тоже, но в последнее время крайне редко получается. С удовольствием на лыжах ходу. Настольные игры нравятся, нарды, например. Карты тоже, с удовольствием и на хорошем уровне.
- У Вас есть визитные карточки?
- Да, их у меня много, все разные, но я их с собой не ношу. Во-первых, не вижу в них необходимости. Во-вторых, порой забываю. В третьих, если представляться во всех должностях которые занимаю, вплоть до уровня представителя президента общественных организаций, потребуется всегда носить с собой шесть или даже семь карточек.
- Если коротко, как бы вы себя представили?
- Анатолий Карпов. А больше-то, по сути, ничего и не надо.
Беседовал Сергей Сквозняков