Телефоны для связи
Статьи
Напортачено
Кто платит за проектных дилетантов в строительстве
23 мая 2023, 08:00

Юлия КЛИМЕНКО

«Проект [предунивесария] делал «Саратовгражданпроект», деньги получили. Проект должен соответствовать всем СНиПам и нормам. Оказалось, не соответствует. Нужно переделывать. Потому что кто-то на коленке подготовил проект, кто-то торопился денег взять», - так несколько лет назад председатель Госдумы Вячеслав Володин отозвался об уровне подготовки местных специалистов. С тех пор и федеральный политик, и региональные руководители не раз высказывали претензии проектировщикам — как саратовским, так и иногородним.

И, похоже, некоторые профессионалы продолжают творить «на коленке». Во всяком случае, в регионе то и дело объявляют торги на корректировку проектов. А это — новые бюджетные траты и затягивание строительства столь необходимых для людей школ, больниц, культурных и спортивных сооружений.

 

Расплата за ошибки

 

Не так давно губернатор Роман Бусаргин раскритиковал проект реконструкции малой сцены саратовского ТЮЗа. Возмущение политика вызвала некачественная работа специалистов. «К сожалению, проект нужно доделывать. Но это не должно останавливать работы. Есть достаточно времени, чтобы поправить проект параллельно с продолжением реконструкции», - заверил глава региона. Как выяснилось, в документе вообще не учли инженерные сети и оборудование. Кроме того, в нем не все гладко по части пожарной безопасности. А для ТЮЗа вопрос защиты от пожаров особенно болезненный – в 2012 году в историческом здании театра случился крупный пожар.

План реконструкции подготовило ООО «Проектная фирма Корат» («Профико») из Пензы. С этой компанией в 2020 году ГКУ «Управление капитального строительства» (УКС) заключило госконтракт на 7,8 миллиона рублей. Судя по информации на портале «Госзакупки», никаких претензий к исполнителям у саратовских чиновников не было. Более того, проект одобрил региональный центр экспертизы в строительстве (ГАУ «Саратовский РЦЭС»).

А вот у проектировщиков к УКС претензии были. Учреждение вовремя не заплатило фирме за проделанную работу, так что пензенцам пришлось обращаться за защитой в областной арбитраж. Суд встал на сторону коммерсантов, и в апреле прошлого года деньги им все-таки перечислили.

Сейчас же «Профико» ведет авторский надзор – то есть контролирует реализацию проекта – за реконструкцией малой сцены ТЮЗа. По данным Rusprofile.ru, по итогам торгов УКС подписал с фирмой соответствующие договоры в ноябре 2022-го (на 160 тысяч рублей) и марте 2023-го (на 488 тысяч рублей). А потом выяснилось, что документацию еще нужно доводить до ума.

В статье «Важные мечты» мы уже рассказывали о непростой судьбе проекта реконструкции развязки на Стрелке. По заказу дорожного комитета саратовской мэрии в 2020 году его созданием занялось АО «Институт «Стройпроект» из Санкт-Петербурга — за 152 миллиона рублей. Но питерцы провалили сроки, за что получили претензию от наших чиновников на полмиллиона рублей. А в 2022 году этот проект пришлось исправлять ООО «Институт «Проектмостореконструкция» из Саратова. На это из бюджета заплатили еще 23,5 миллиона рублей.

Похожие трудности возникли и при подготовке масштабного дорожного проекта – строительства Южного обхода Саратова. За этот объект отвечает «дочка» Росавтодора — федеральное казенное учреждение «Нижне-Волжское управление федеральных автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Нижне-Волжское»). Осенью прошлого года госучреждение заключило два контракта (общая стоимость — 1,7 миллиарда рублей) на выполнение проектных и изыскательских работ по строительству моста через Волгу и автодороги с ООО «Гео-Проект» из Санкт-Петербурга.

Кстати, на портале «Госзакупки» указано, что питерская компания нарушила условия обоих госконтрактов. И в результате получила две претензии — по 100 тысяч рублей каждая.

«Они загрузили [заданием] саратовский проектный институт, дорожный. Это хорошо, с одной стороны, но с другой — пока есть вопросы и нарекания. Буксует проектная организация, несмотря на ресурс, который получила», - сетовал на встрече с саратовцами Вячеслав Володин. По словам политика, техническое задание по строительству обхода изначально «сформировали не очень профессионально, что привело к удорожанию». А это уже зона ответственности чиновников, которые заказывали проект. Питерцы же просто выполняли их пожелания, изложенные в техзадании.

Первоначально планировалось, что дорога пройдет через жилой сектор в Саратове и Энгельсе. Но такое решение проектировщиков ожидаемо вызвало возмущение у владельцев недвижимости.

По поручению федерального политика документацию откорректировали. Трассу проложат там, где нет жилых домов. И – о чудо! - стоимость объекта уменьшилась на 46 миллиардов рублей: со 180 до 134 миллиардов. Это, примерно, треть всего годового бюджета Саратовской области. 

К сожалению, это далеко не единственный случай, когда проектировщики завышают цену строительства объекта. В качестве примеров можно вспомнить ФОК «Газовик» или мост на Сокурском тракте.

«Никакая областная проектная организация и никакая координация строительных работ. В целом проектирование в области нуждается в ревизии», – так оценивал масштаб проблем Володин.

Справедливости ради надо сказать, что не всегда корректировка — это исправление чужих ошибок за бюджетный счет. Например, изменение проекта реставрации Дома офицеров в Энгельсе вызвано вполне объективными причинами.

Еще в 2021 году московская «Строительная компания «Альянс» за 25 миллионов разработала план реконструкции по заказу областного госучреждения «Управление капитального строительства» (УКС).

К сожалению, в августе минувшего года в Доме офицеров произошел разрушительный пожар. Разумеется, что после этого проект нужно было переделывать. Его изменение обойдется областной казне в 5,4 миллиона рублей. Впрочем, по сравнению со стоимостью восстановления постройки — 691 миллион рублей — эта сумма кажется небольшой.

 

Далеки от идеала

 

Любое строительство начинается с проекта. В документах специалисты просчитывают, сколько нужно денег на работы, какие материалы понадобятся, а также планируют схемы прокладки инженерный сетей.

Сам проект начинается с технического задания, которое составляет заказчик. Если объект возводится за счет бюджета, то заказчиком выступает госорганизация. Проводятся торги, с их победителем заключается контракт на разработку документации. Готовый проект проходит экспертизу. И в результате получает положительное или отрицательное заключение.

Так почему даже после одобрения экспертов проекты приходится корректировать? За разъяснениями мы обратились к директору ГАУ «Саратовский РЦЭС» Александру Пикалову. Чиновник пошел навстречу и согласился встретиться и ответить на все интересующие нас вопросы. Но попросил сначала получить разрешение на беседу у учредителя ГАУ — регионального министерства строительства и ЖКХ.

К сожалению, областное ведомство почему-то так и не согласовало прямое общение господина Пикалова с нашим изданием. Сначала в минстрое запросили список примерных вопросов к главе РЦЭС - на их изучение у чиновников ушло около недели. Затем нам сообщили, что ответы предоставят в письменном виде. И действительно, через две с лишним недели мы все-таки получили долгожданное послание. Его суть сводится к следующему: «Идеальных проектов не бывает».

Не идеальными их, например, делают ошибки в расчетах затрат на строительство, «несовместимость технических решений друг с другом», «неполнота и недостоверность данных в инженерных изысканиях» и т. д. В этом случае эксперты дают отрицательное заключение. Проектировщики устраняют недочеты и отправляют свое творение специалистам на повторную экспертизу.

«В среднем около 20% от общего числа экспертиз проводятся повторно. Причиной может быть как полученное ранее отрицательное заключение, так и необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию», - говорится в ответе РЦЭС.

По данным госучреждения, отрицательные заключения – явление крайне редкое. За последний год их было всего 2-3.

В остальных случаях необходимость в корректировке чаще всего возникает уже в ходе строительства: например, если в процессе стройки нашлось более выгодное решение или нужно заменить материал более подходящим. В конце концов, всех тонкостей в проекте учесть невозможно. А если есть возможность сделать объект более качественным и безопасным – такой возможностью не стоит пренебрегать. 

 

Как объяснил «СарИнформу» председатель Саратовской региональной организации «Союза архитекторов России», почетный архитектор России Владимир Вирич, подготовка проектов и их экспертиза порой занимают много времени. А еще нужно получить разрешение на строительство – это тоже может затянуться надолго. Это подтверждают и в региональном центре экспертизы: «...зачастую процесс получения разрешительной документации, не зависящий от проектной организации и заказчика, занимает несколько месяцев». В итоге к началу возведения объекта, как отметил Вирич, «технические решения, которые в проектах заложены, уже могут устареть и даже не соответствовать нормам».

Речь идет о нормах и правилах проектирования (СП), в которых подробно описаны требования к проектированию различных объектов. По словам Вирича, изменения в них вносятся с завидной регулярностью - «чуть ли не ежеквартально». Плюс к этому постоянно появляются новые технические устройства, используемые в строительстве. К примеру, запорная арматура, насосы и т. п. Все это тоже приводит к постоянным корректировкам проектов.

Таковы объективные причины. Но, как уже говорилось, документация меняется и из-за промахов проектировщиков. Причем за ошибки, на исправление которых уходят дополнительные время и деньги, никто ответственности не несет.

«Экспертное сообщество уже несколько лет активно обсуждает возможные санкции для «недобросовестных» проектировщиков. Однако законодательно это никак не закреплено, и мы, как экспертный орган, понимаем, что проектировщики, в первую очередь, живые люди, которые допускают ошибки и имеют личные обстоятельства, влияющие на качество работы. Мы стараемся активно работать с каждым, направлять в нужное русло, где-то приходится это делать чаще и настойчивее, но санкции мы не применяем», - сообщили «СарИнформу» в РЦЭС.

 

Проект «На коленке»

 

Пока чиновники разными методами стараются направить проектировщиков в нужное русло, с ошибками в документации разбираются строители. На это уходят время и деньги. А за нарушение сроков возведения объектов подрядчиков наказывают рублем.

«Случаются серьезные упущения в проектах. Проекты выходят практически сырые - по-другому назвать нельзя. Мы выигрываем контракт на аукционе, смотрим документацию в электронном виде. Когда выходим на объект, бывает, сталкиваемся с тем, что процентов на 50 данный проект вообще выполнить невозможно по тому, как он нарисован. Он не выполнен — он нарисован. Они привязывали его (к местности — ред.), как у них рука легла», - рассказал «СарИнформу» заместитель директора по строительству ООО «СМ-С» Олег Гейн.

По его словам, на одном из объектов компания потеряла несколько месяцев. А все потому, что проект не был согласован с сетевыми организациями – железной дорогой, поставщиками коммунальных ресурсов и другими.

«И мы начинаем искать альтернативные решения. Можно сказать, что альтернативные решения — это новый проект. Мы ищем новые коридоры (свободные места для прокладки коммуникаций - ред.), мы за свой счет заказываем съемку. Мы работаем с сетевыми организациями, выискиваем, как и где можно проложить.

Нам, например, нужно смонтировать КНС (канализационная насосная станция — ред). По геологическим изысканиям у нас тут сухие грунты. А на самом деле там вода - мы попали в речку. Выяснилось, что там приток воды 4700 кубометров в сутки. То есть геология не соответствует действительности.

Нам говорят: «А вы выкопайте здесь колодец на 6 метров». Мне платят 60 тысяч за колодец, а я его три недели выкопать не могу. Там техники в день на 100 тысяч. И как мне работать? Мы несем убытки, опять пытаемся найти какое-то решение, все это пересогласовать. Это время, деньги, сроки. Мы не успеваем. А кто виноват? Подрядчик. И потом штрафные санкции выставятся», - посетовал наш собеседник.

Проще говоря, любой недочет в проекте — это большая головная боль для строителей, работающих по госконтрактам. Так считает и генеральный директор ООО СЗ «СК «Система» Дмитрий Дулепин.

«Сроки сжатые, технических решений правильных нет. Если ошибки выявились во время строительства, то мы должны все это узаконить, потом пройти экспертизу - а это сильно влияет на сроки. Из-за этого страдают и подрядчики, и заказчики.

Но, мне кажется, дело не в том, что проектировщики не хотят делать свою работу. Просто в последнее время этой отрасли уделялось мало внимания. Сейчас, к сожалению, слабо развит сектор проектировщиков, они допускают очень много ошибок. Эта сфера очень плохо развита. Из-за этого сильно страдает строительная отрасль», - сказал он, отметив, что «практически каждый второй проект требует корректировки».

Своим видением ситуации в отрасли с нашим изданием поделился и Владимир Вирич. По его мнению, за последние десятилетия проектирование деградировало, превратившись из действительно важного этапа строительного процесса в «неизбежное зло, от которого уж совсем отмахнуться невозможно».

И в такой ситуации совсем не удивляет, что программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Саратова и проект развязки на Стрелке делали иногородние компании.  

«Сейчас вообще в городе нет ни одного системного транспортника. Есть дорожники. Но дорожник от транспортника отличается так же, как столяр от плотника, - подчеркнул он. - Развязку проектирует не «Саратовгражданпроект». Там ни одного нет транспортника уже. Когда я работал в отделе генпланов, там было 40 с лишним человек. Только в одном отделе — 45 или 46 человек. А сейчас во всем институте 120 сотрудников. За последние 20 лет этот институт сократился, наверное, в 3,5 раза по численности. Номенклатура объектов изменилась и сузилась до последнего предела - не дает ни практики, ни учения, ни умения. И сейчас наша проектная система, особенно то, что связано с градостроительством, становится зарегламентированной по форме. Не по сути, а по форме».

Владимир Вирич заметил, что в конце 1980-х годов стоимость проектирования составляла от 3 до 5% от стоимости строительно-монтажных работ. С 1990-х по 2000-е она начала повышаться до 8-9%, а на некоторых объектах доходила до 10%.

«То есть мы приближались уже к 50% мирового уровня — там 18-20%. А потом стоимость начала падать. Сначала — до 6-7%, потом — до 5-4-3-2%. А сейчас она менее 1% от стоимости строительства. Мы уже профессию опустили ниже плинтуса», - с горечью заявил архитектор.

 

Отрицательный рост

 

Региональные власти заверяют, что видят деградацию отрасли и уже ищут пути решения. В феврале этого года заместитель председателя правительства Саратовской области Павел Мигачев предложил отдавать «Саратовгражданпроекту» разработку проектов абсолютно всех объектов, которые строятся в губернии по госконтрактам. Чиновник считает, что это положительно скажется на качестве работ. 

Кроме того, зампред пообещал, что институт переедет в новое здание и расширит штат сотрудников.

О том, как происходит реформирование ГУПП «Институт Саратовгражданпроект», какие есть сложности и пути решения, мы хотели узнать из первых рук – у директора госпредприятия Александра Савельева. Но побеседовать, а тем более встретиться с ним не удалось. Сначала в приемной сказали, что он на совещании. Затем и вовсе заявили: «Обращайтесь в пресс-службу правительства». В итоге запрос мы адресовали Павлу Мигачеву, как вестнику грядущих перемен в институте.

Из ответа чиновника мы узнали, что предприятие, долгие годы располагавшееся в многоэтаэжке на Бабушкином взвозе, переехало на Бакинскую, 10 «А».

Вопреки обещанию зампреда, численность сотрудников института не увеличилась, а сократилась со 128 штатных единиц до 98. «Проведена оптимизация численности сотрудников, преимущественно за счет работников административно-хозяйственного и управленческого блока», - говорится в официальном сообщении.

Сокращение «лишних» сотрудников не должно сказаться на работе госпредприятия, уверен Павел Мигачев: «В настоящее время штатная численность ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской области сбалансированная, в предприятии имеются специалисты для проектирования основных разделов проектной документации». 

А если вдруг потребуются какие-либо узкие специалисты со специфическим опытом, то их будут нанимать по срочному трудовому договору или в качестве субподрядчиков. 

И в остальном, судя по ответу чиновника, в институте все хорошо. Долгов у «Саратовгражданпроекта» нет — ни перед работниками, ни перед поставщиками. Более того, за последние 10 лет средняя зарплата здесь выросла в два с лишним раза — с 22,1 тысячи рублей (2013 год) до 51 тысячи рублей в 2023-м.

В общем, все условия для эффективной работы созданы.

Хотя, как считает Владимир Вирич, дело не только и не столько в зарплатах. Специалисты должны расти профессионально. Но в Саратове, по его словам, «нет больших тем, нет перспективы и, соответственно, интереса». И, как следствие, люди ищут себе применение в других городах и странах, где проектирование не утратило своих позиций. 

Фото: © sarinform.ru, «Яндекс.Карты»

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
71116