Телефоны для связи
Статьи
Важные мечты
Сколько денег освоили и еще планируют освоить на развитии транспортной схемы Саратова и на что надеяться горожанам
9 января 2023, 13:02

Юлия КЛИМЕНКО

Наступивший год может стать переломным (в хорошем смысле слова) для дорожно-транспортной сферы Саратова. В 2023-м должны наконец запустить два масштабных проекта — строительство линии скоростного трамвая и развязки на Стрелке. По крайней мере, именно такую задачу ставил губернатор области Роман Бусаргин.

И хоть подобные обещания саратовцы слышали неоднократно, надеемся, на этот раз все получится. Но даже если снова что-то пойдет не так, не надо отчаиваться. У местной власти и без того хватает идей по преображению города. Часть из них изложена в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) регионального центра до 2030 года. По ней Саратов живет уже почти два года. Мы расскажем, чего уже удалось достичь. 

Разрабатывать программу посчастливилось ООО «Строй Инвест Проект» из Москвы. По итогам конкурса, в мае 2018 года, муниципальные чиновники заключили со столичной компанией контракт на 41,7 миллиона рублей. А уже в декабре 2018-го тогдашний мэр Саратова Михаил Исаев (ныне — председатель областной думы) презентовал новую транспортную схему. Политик тогда очень хвалил создателей ПКРТИ – отмечал их опыт разработки транспортных схем для проведения Олимпийских игр в Сочи, а также «концепции транспортного обеспечения» Чемпионата мира по футболу в 2018 году - и возлагал большие надежды на их творение.

Однако уже в сентябре 2019 года заказчик (городской комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) предъявил «Строй Инвест Проекту» претензию на 15,5 миллиона рублей за просрочку исполнения обязательств. Вскоре появилась и новая претензия: чиновникам не понравилось качество работы, и они выставили компании счет на 2 миллиона рублей.

А затем муниципалы обратились в Арбитражный суд Саратовской области, чтобы взыскать с проектировщиков эти суммы. Служители Фемиды умерили «аппетиты» чиновников, сократив неустойку до трех миллионов рублей. В апелляционной инстанции, куда обратились москвичи, финансовые требования чиновников ужали до 436 тысяч рублей.

Судебные разбирательства продолжались до июня 2020 года. Параллельно с этим - в декабре 2019-го – представители горадминистрации представили детище «Строй Инвест Проекта» общественности. На этот раз мэрия скромно сообщила, что «в Саратове подготовили проект комплексного развития транспортной инфраструктуры до 2030 года».

Многострадальную программу в июне 2020 года утвердили депутаты городской думы. А со следующего года началась ее реализация.

 

Пошли по этапу

 

Программа рассчитана на два этапа. Первый — с 2021 по 2025 годы, второй — с 2026 по 2030 годы. Среди заявленных целей: строительство 38,8 км дорог и тротуаров, установка 18 светофоров, прокладка 76 км велосипедных полос и возведение 7 внеуличных пешеходных переходов (надземных или подземных), создание платных и бесплатных парковок, транспортных узлов, реконструкция трамвайных путей. Благодаря этим и другим преобразованиям количество жертв ДТП должно уменьшиться на 72%, а время поездок на личном и общественном транспорте — на 8% и 8,4% соответственно.

Прогнозная цена всех этих улучшений — около 30 миллиардов рублей. Из них свыше 22 миллиардов рублей потратят из городской казны, чуть более 7 миллиардов выделят из областного бюджета и на 266,4 миллиона поможет федеральный центр. Такие цифры содержатся в паспорте ПКРТИ.

Однако, судя по ответу мэрии на наш запрос, освоение средств идет с опережением графика.

Если по программе в 2021-2022 годах следовало потратить 4,6 миллиарда рублей, то по факту вышло аж 6,2 миллиарда. Причем в несколько раз увеличились расходы из городского и федерального бюджетов. А помощь из областной казны сократилась примерно на миллиард рублей.

Изменения затронули не только финансовую часть. Жизнь (или какие-то иные обстоятельства) внесла коррективы в планы реформаторов дорожно-транспортной системы Саратова.

Оказывается, еще в 2021 году часть Мирного переулка и улица Вавилова должны были стать трамвайно-пешеходными зонами, где запрещено движение любого автотранспорта. Кроме того, на нескольких участках Советской, Астраханской и Слонова городские власти собирались обособить трамвайные пути. То есть сделать так, чтобы на них не заезжали машины и не мешали электротранспорту.

В планах на 2022-й значилось, например, строительство на улице Астраханской трамвайного пути (от Советской до Вавилова) и кольца для разворота вагонов с севера.

Разумеется, все это — крупица из предусмотренных на два года объема работ. Перечисление разнообразных мероприятий по развитию городской транспортной инфраструктуры занимает несколько страниц. Там есть все — строительство, реконструкция, обустройство, установка знаков и ограждений, создание выделенных полос для общественного транспорта и многое другое. Для интересующихся мы оставим ссылку на саму программу.

 

Никогда такого не было

 

Что касается проделанной за два года работы, то в денежном эквиваленте — 6,2 миллиарда рублей — ее результаты выглядят впечатляюще. Как и количество заключенных контрактов на воплощение дорожно-транспортной мечты в реальность. Правда, многие из них предусматривают пока только создание или корректировку проектов. К примеру, ремонта моста через Глебучев овраг, строительства дорог в микрорайонах «Солнечный-2» и «Городские просторы».

Кстати, во время предновогоднего прямого эфира председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Александр Гусев сказал, что в 2022-м «велось проектирование 12 участков автомобильных дорог». «Никогда ранее у нас за один год такое огромное количество дорог не проектировалось», - похвалился он.

Но, как показывает практика, путь от создания проекта до его воплощения может быть очень долгим. Взять ту же развязку на Стрелке. Разговоры о ней ведутся, наверное, лет двадцать. И вот, наконец, в 2020 году муниципалы заключили контракт на проект реконструкции развязки с АО «Институт «Стройпроект» (Санкт-Петербург). Изначально стоимость работ чиновники оценили в 141,5 миллиона рублей, но впоследствии она выросла до 152 миллионов. Однако питерские специалисты не уложились в установленный срок, за что получили претензию от саратовских заказчиков на полмиллиона рублей.

Более того, в уже готовый проект пришлось вносить изменения. За каких-то 23,5 миллиона рублей эту работу выполнило саратовское ООО «Институт «Проектмостореконструкция». Теперь же, надеемся, никаких препятствий к строительству развязки на Стрелке нет.

 

Нескрываемый брак

 

Вечно актуальным остается также вопрос ремонта дорог. В 2021 году на него ушло около 2 миллиардов рублей, в 2022-м — немногим больше 400 миллионов. Но и тут не обошлось без проблем.

Все в том же прямом эфире Александр Гусев рассказал о неутешительных итогах проверки гарантийных участках дорог: «У нас в городе таких гарантийных участков 471 — это все дороги, сделанные с 2019 по 2022 годы включительно. В этом году мы принципиально изменили работу в части гарантийных работ. Если раньше, ну что скрывать, она избирательный характер носила, то весной мы провели полную комплексную диагностику всех гарантийных участков. <...> Недостатки были выявлены на 414 участках. Где-то серьезные, где-то — мелкие, несущественные».

По всем бракованным участкам чиновники направили претензии дорожникам. Коме того, муниципалы подали в суды 21 иск с требованием устранить недостатки. Отметим, исправлять оплошности компании-подрядчики должны за свой счет.

Может быть, саратовцы не заметили, но муниципалитет стал строже относиться к коммунальным раскопкам на улицах областного центра. С апреля 2020 года разрешения на такие работы выдают администрации районов города. По мнению Гусева, у их сотрудников больше возможностей контролировать ситуацию и заставлять «копателей» оперативно приводить в порядок дороги и тротуары.

В актив городской власти можно записать и строительство автодорог на улицах Зыбина в микрорайоне «Солнечный-2» (127 миллионов рублей) и Долгина в Ленинском районе (36 миллионов рублей).

На 2023 год в ПКРТИ запланировано не так уж много развивающих мероприятий. В их числе — реконструкция трамвайного пути на улице Азина (От Тульской до предприятия «Саратоворгсинтез»), обустройство троллейбусной площадки у ТЦ «Мой новый» на улице Орджоникидзе и ликвидация остановки «по требованию» перед 8-й Дачной. Для удобства пассажиров в Саратове сделают 14 трамвайных остановок с навесами, освещением и высокими посадочными платформами. А на улицах Слонова, Университетской и Рабочей появятся остановки с посадочными платформами «венского типа». Эти сооружения на несколько сантиметров выше проезжей части и совпадают с уровнем пола трамвая.

Конечно, этим улучшение транспортной инфраструктуры города не должно ограничиться. Наверняка продолжится строительство путепровода на улице Песчано-Уметской - по пути в поселок Жасминный за 1,6 миллиарда рублей. Все-таки есть шанс, что начнутся работы по созданию линии скоростного трамвая и реконструкции развязки на Стрелке. А еще хочется верить, что и другие запланированные, но отложенные на неопределенное время преображения в 2023-м обязательно произойдут.

О том, что получилось сделать (или не сделать) властям, «СарИнформ» расскажет через год. 

Фото: © vk.com/64saratov, sarinform.ru

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
78474