Сергей Лисовский рассказал, как спасти "Тролзу"

Сергей Лисовский рассказал, как спасти "Тролзу"
04/17/2019 - 09:32

На днях депутат Государственной думы РФ Николай Панков предложил передать акции "Тролзы" государству для оздоровления экономической ситуации на предприятии. "СарИнформ" поинтересовался у бывшего министра промышленности и энергетики Саратовской области Сергея Лисовского, как он относится к этой инициативе.

Комментарий Сергея Михайловича можно почитать ниже.

Коментарии экспертов


Я считаю, что передать акции, конечно, можно, но для Саратовской области эта ситуация мало применима.


У меня перед глазами хороший пример из соседней Мордовии. Чем Мордовия ценна в промышленности... А тем, что там расположен центр производства источников света: это восемь заводов и научно-исследовательский институт. Они стабильно работали в самые тяжелые 1990 годы, но не без участия высоких руководителей федерального уровня. Однажды управление заводами оказалось в руках одного собственника, который остановил их (кстати, мощность мордовских предприятий на порядок выше энгельсской "Тролзы"). И вот тут Николай Иванович Меркушкин — тогдашний руководитель Мордовии — решился на шаг, которого я от него даже не ожидал. Он пошел на выкуп: поставил на предприятие квалифицированных менеджеров. В итоге заводы ввели в действие, а потом продали инвесторам. И комплекс работает до сих пор.


Я считаю, что для Саратовской области реальна другая схема — это ситуация с "Оргсинтезом". Было время, когда группа "Менатеп" под руководством известного олигарха остановила предприятие. И тогда первой задачей было найти инвестора, который бы взялся за это остановленное, но частично разрушенное производство. Такой инвестор был найден — "Лукойл" под руководством Алекперова Вагита Юсуфовича. Второй задачей было найти руководителя. Сначала "Лукойл" набирал молодых менеджеров, но те давали сроки восстановления в год. А бывший главный инженер завода, которому тогда было 66 лет и который спокойно жил в Москве, уехал из столицы и за 82 дня восстановил завод.

Алекперов, кстати, стал строить новый завод в Буденновске, а не в Саратове, но кадры взял саратовские. Я, с одной стороны, горжусь, что с этими людьми мне пришлось плодотворно работать. А с другой, жалко терять квалифицированных специалистов, ведь наша область — самый вымирающий регион.

Были другие варианты восстановления предприятий. Например, ГИТОС в Шиханах. Там семь месяцев не платили зарплату. В Минпромторге пришлось принимать решение. Представители министерства сказали: "Мы бы вас включили в федеральную программу, но вы не соответствуете одному требованию, которое мы не можем обойти — задолженность по огромной заработной плате. Если решите этот вопрос — включим". Проблему решили комбинированным вариантом в следующей пропорции: 50% денег из областного бюджета и столько же — спонсорская помощь от клуба миллионеров. Когда зарплата была выплачена, предприятие действительно включили в федеральную программу.

Возвращаясь к "Тролзе", хочу сказать, что областная власть должна использовать все возможные меры поддержки. На мой взгляд, наиболее реальный путь спасения предприятия - это сочетание инвестора, сильного руководителя с организаторскими и инженерными способностями, а также поддержка региональной власти. Ну а выкупом акций дело не закончится, ведь после этого завод нужно дальше развивать.

Поделиться новостью:

Похожие новости