В условиях пандемии коронавируса на всю медицинскую систему легла огромная нагрузка. Фельдшеры «скорой помощи» в Саратовской области ежедневно выезжали по сотням адресов. Медики работали на износ.
При этом, как отмечают сами специалисты, качество оказания медицинской помощи снижают банальная бюрократия и «палочная система», когда врача штрафуют, если за год он не выполнил норму по числу пролеченных пациентов.
О том, как в Саратове “скорая помощь” превратилась в такси с мигалками, «СарИнформу» рассказал фельдшер подстанции “скорой помощи” по Волжскому району Сергей Елистратов. В медицине он ― больше 12 лет, ранее работал в больницах и поликлинике. Как утверждает специалист, именно из-за бюрократии бригады «скорой помощи» вынуждены часами возить пациентов без острых симптомов из одной больницы в другую. И в каждой из них сидеть вместе с больными в очередях. А в это время другие саратовцы вынуждены подолгу ждать приезда «скорой».
Фельдшер рассказал, что одной из серьезных проблем остаются абсурдные требования в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
“ОМС контролирует медорганизации и врачей, назначает стандарты и штрафы. Это усложнило работу, появилось много бюрократии ― поставил не там запятую или что-то не дописал ― необходимо исправлять. ОМС требует не качество, а количество, как на заводе. Когда я работал в поликлинике, начальник по ОМС поставил мне задачу вылечить за год 3 тысячи человек. Если нет ― штраф. По логике: если я хороший доктор, количество больных должно уменьшаться. Но при ОМС так не работает. В итоге выполняешь норму. Премия? Нет. На следующий год нужно вылечить 3,2 тысячи человек. Многие врачи ринулись в платную медицину. Там проще и зарплата выше”, ― объяснил Сергей.
По его словам, ОМС требует, чтобы бригады “скорых” реагировали на 100% вызовов. В среднем, специалисты выезжают на 13-15 вызовов в день. Около 10 из них оказываются необоснованными – когда вызов был ложным или пациенту не нужна срочная помощь и он может обратиться в поликлинику. А пик пандемии на подстанциях «скорой помощи» в очереди было по 500 вызовов. На некоторые из них медики успевали приехать только через 5-6 дней.
“Бывает, люди вызывают “скорую” из-за проблем с головой или потому что им так будет спокойнее. Измеряем пациенту давление и уезжаем. Хотя, по идее, “скорая” должна приезжать только на экстренные случаи. Ведь когда нет острой необходимости, люди могут сами приехать в больницу или поликлинику, где им окажут помощь. У фельдшера нет полномочий назначать лечение или выписывать больничный.
Мои знакомые из Германии рассказывали, что там “скорые” катаются только по экстренным случаям. Если в итоге фельдшер констатирует ложный вызов, человеку придет огромный штраф”.
В случае, когда вызов действительно оправдан, фельдшерам приходится проводить с пациентом по 2-3 часа, а иногда и по 5-6. Причина тому ― стандарты ОМС.
“Например, приезжаешь на вызов и понимаешь, что у человека почечная колика, не аппендицит. Однако нужно выполнить стандарт: к хирургу - а затем только в урологию. Бывает, что пациент в Саратове, а хирург принимает только в Энгельсе. Тогда мы едем с пациентом из Юбилейного в Энгельс, а оттуда в саратовскую горбольницу № 8. Учитывая, что пациентов принимают по очереди, все мероприятия растягиваются на несколько часов.
Даже если фельдшер видит, что это почечная колика, он не может везти человека сразу в урологию. Тебя не считают за специалиста. Ты просто транспортная компания, такси с мигалками. Раньше фельдшер ― это единица, которая разгружала врачей. Сейчас ― просто человек, который возит и поддерживает человека в стабильном состоянии. Мы можем решать что-то только после консультации старшего врача”, - отметил Сергей.
Порой случается, что пациенты агрессивно ведут себя с фельдшерами, могут обматерить или напасть.
“Недавно был случай. Мы приехали на вызов с напарницей, нам открывают двери два алкоэлемента. Один из них говорит:
- Сейчас тебе морду набью.
- Ну давай.
В итоге ничего не произошло. Возможно, повлияло мое телосложение.
Наружу выходит мало историй с нападениями. Когда-то и наркотики пытались отнимать (входят в список обязательных препаратов в “скорой помощи” ― прим.ред.), с ножами и кулаками прыгали. Теперь все хранится в сейфе. Часто агрессия исходит от коллег ― пишут жалобы друг на друга”.
Но за последнее время в работе «скорой помощи» были заметны и позитивные изменения. Так, по словам Сергея, фельдшерам подняли зарплату до 40 тысяч рублей. Это привлекло в бесплатную медицину новых сотрудников. Кроме того, теперь специалисты “скорой” работают в парах ― фельдшер-фельдшер или фельдшер-медсестра ― и разделяют обязанности.
Упростить работу фельдшеров и поднять качество оказания медицинских услуг можно было бы при помощи фильтрации вызовов, уверен Сергей. По его словам, с “не экстренными пациентами” должны работать педиатры и терапевты из поликлиник.
“Мне кажется, стоит усилить поликлиники неотложной помощью. Она есть, но больше похожа на фикцию. Ее нужно делать дополнительным звеном при поликлинике. Увеличение зарплаты также способствовало бы качеству работы ― сравнять ее хотя бы с зарплатой в платной медицине. Тогда многие врачи вернутся или будут подрабатывать в разных местах. Но пока что разрыв увеличивается, из-за этого молодые уходят в платную медицину”.