Сегодня в Саратове прошла пресс-конференция на тему дистанционного мошенничества. Начальник отдела уголовного розыска городского УМВД Роман Киселев и его заместитель Олег Артемов рассказали о способах хищения денег с банковских карт местных жителей.
По словам Артемова, в 2020 году полицейские зарегистрировали около 3,5 тысяч случаев дистанционного мошенничества с ущербом более 220 млн рублей. В этом году в городе зафиксировали почти 700 случаев, ущерб превысил 45 млн рублей. Как отметил правоохранитель, чаще всего жертвами аферистов становятся граждане от 30 до 49 лет.
Замначальника назвал актуальные способы мошенничества: первый – аферист звонит жертве и представляется сотрудником банка. Говорит, что на человека пытаются оформить кредит. Чтобы обезопасить сбережения, незнакомец предлагает назвать реквизиты карты, код из смс или перевести деньги на безопасный счет.
Во втором способе используются сервисы объявлений «Авито» или «Юла». Продавец говорит жертве, что находится в другом городе, и предлагает оплатить товар, перейдя по ссылке. Человек выполняет эту инструкцию, вводит данные карты. После этого с его счета снимаются деньги, а товар он не получает.
«Еще один способ – через взлом страниц в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники» или Instagram. Гражданин открывает страницу и видит сообщение от якобы родственника или знакомого, что тот попал в беду или сильно заболел. Аферист присылает данные карты и просит перевести ему деньги», – рассказал Артемов.
Еще в одном случае лжебанкиры звонят людям и предлагают оформить кредит по низкой ставке. Но перед этим доверчивые граждане оплачивают страховку или услуги курьера. Кроме того, аферисты могут предложить покупку биткоинов или акций.
Киселев заметил, что в Саратове раскрывается каждый четвертый случай дистанционного мошенничества:
«Преступность распространена равномерно по всей России, конкретных очагов мошенников нет. <...> Самый младший пойманный преступник достиг 15 лет, старший – 67-ми. Среди аферистов много лиц пожилого возраста. Они пытаются продать товар в интернете и не отправляю его».
Начальник отдела уголовного розыска отметил, что телефонные мошенники используют «маску» номера, которая похожа на телефоны банков. Чтобы обезопасить себя от опасных собеседников, Киселев предложил сохранить в телефоне номера "горячих линий" банков. При этом полицейский добавил, если звонящий представляется сотрудником полиции и предлагает участвовать в некой «операции», то он тоже является мошенником.
Журналисты поинтересовались, правда ли, что большинство телефонных мошенников — это заключенные колоний.
«Число таких лиц в исполнительных колониях не так велико, это мнение ошибочно», — заключил Киселев.
Фото: © sarinform.ru