Ветерану было 94 года
Сегодня, 23 июня, в Энгельсе ушел из жизни Герой Советского Союза, полковник в отставке Владимир Червяков. Его жизнь во многом была связана с Саратовской областью.
Владимир Червяков родился 29 мая 1923 года в семье крестьянина на хуторе Червяков - ныне поселок Беково Пензенской области. В 1938 году окончил семь классов в Ртищеве Саратовской области. Учился в Ртищевском аэроклубе. В Красной Армии с мая 1940 года. В 1942 году с отличием окончил ускоренный двухгодичный курс энгельсской военно-авиационной школы. После этого Червякову предложили остаться в ней инструктором по теории и технике пилотирования. Он добился направления в действующую армию. На сборном пункте в Москве он переучился на самолет Пе-2. Участник Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.
Сражался на Сталинградском и 3-м Украинском фронтах. Гвардии младший лейтенант Владимир Червяков к ноябрю 1943 года совершил 102 боевых вылета на разведку глубокого тыла противника. К этому времени он освоил пять типов самолетов и имел 410 часов налета. Последний раз отважный летчик во время Великой Отечественной войны вылетал на боевое задание 9 мая 1945 года – в День Победы.
Уже в первых боевых вылетах Владимир Червяков показал высокие профессиональные качества. За мужество и героизм награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. С 6 ноября 1943 года сражался на 4-м Украинском фронте. Вот что говорится в его служебно-боевой характеристике:
В 19 лет за отвагу при получении разведданных удостоен ордена Красной Звезды, в 20 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии младшему лейтенанту Владимиру Червякову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
10 февраля 1944 Владимир Червяков назначается штурманом авиационной эскадрильи. До окончания войны сражается в составе 2-го и 3-го Украинских фронтов, личным примером воодушевляет летчиков на выполнение боевых заданий. В 1944 году совершил 59 боевых вылетов на дальнюю разведку на самолете Як-9, за что награжден орденом Красного Знамени.
Всего за время Великой Отечественной войны совершил свыше 200 боевых вылетов на разведку в глубокий тыл противника. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й, и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, многими другими наградами, в том числе медалью "За оборону Сталинграда".
После войны продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1957 году окончил командный факультет Краснознамённой Военно-воздушной академии и назначен заместителем командира эскадрильи тяжелого бомбардировочного авиационного полка дальней авиации. Червяков прошел все командные должности до командира полка. Освоил типы самолетов: Ту-2, Ил-28, Ту-16 и другие. Общий налет составил 3300 часов.
В марте 1965 года прибыл для дальнейшего прохождения службы в город Энгельс. Его назначили командиром 1230-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии дальней авиации.
С 1967 года полковник Червяков — в запасе. Постоянно жил в летном городке Энгельса. На его доме была установлена Почетная доска. Принимал активное участие в городских и гарнизонных мероприятиях. Участник юбилейного — 50-го парада Победы в Москве на Красной площади в 1995 году. С 1997 года Почетный гражданин города Энгельса. После закрытия Дома офицеров несколько лет назад Владимир Червяков подписал официальное обращение к руководству России в защиту легендарного здания в Летном городке Энгельса.
На фото ниже - Владимир Червяков и самолеты Пе-2 и Як-9, на которых он летал во время войны.
"Неоднократно подвергался обстрелу зенитной артиллерии и атакам истребительной авиации противника, но благодаря отличной технике пилотирования и умелым маневрам возвращался на свой аэродром и привозил ценные сведения командованию. Выполнял ряд спецзаданий Ставки Верховного Главнокомандования. Как командир звена много работает с летным составом по вводу его в строй".