Внедрение системы ГЛОНАСС, электронные билеты и ввод в эксплуатацию автобусов на газомоторном топливе ожидают транспортную сферу в 2015 году. Об этих новинках, нынешнем состоянии сферы и перспективах рассказал директор ОАО "Межгородтранс" Михаил Любарский.
- Михаил Сергеевич, расскажите о том, как последние события в мире экономики повлияли на Ваше предприятие и транспортную сферу в целом?
- Последние события в экономике, естественно, отрицательно повлияли на финансовое состояние предприятия. Однако, эта ситуация возникла не вчера, а уже давно. У нас около 70% пригородных маршрутов и значительная доля городских - социальной направленности. Доля льготников на разных маршрутах составляет от 50 до 90%. Эти перевозки субсидируются, благодаря чему сохраняются пригородные маршруты, где малый пассажиропоток и которые являются убыточными. Но ведь нельзя разорвать транспортную связь между городом и поселком, поэтому даже такие маршруты сохранены, хотя они стабильно убыточны. На них выделяются субсидии и регулируются тарифы на перевозку. Эти субсидии мы не получаем с августа этого года, по ним сформировалась задолженность. Значительная сумма задолженности сохранилась и с 2013 года. Поэтому на сегодняшний день мы сами накопили задолженности перед поставщиками топлива и запасных частей, задолженности по налогам. То, что произошло сейчас в экономике, резко усугубило эту ситуацию. В последнее десятилетие складывается такая тенденция: почти на всей технике, даже отечественного производства, есть импортные комплектующие. Например, автобусы, которые собираются в России, оснащаются немецкими и китайскими двигателями. За последнюю неделю цены на импортные товары выросли вдвое. С середины прошлой недели и вовсе остановлены продажи ряда запасных частей и не принимаются заказы вплоть до 15 января. То есть даже запчасти мы сейчас приобрести не можем. Надо учитывать, что парк автобусов у нас в значительной степени — импортный: Ford, Peugeot, Fiat, Mercedes.
- Какие рейсы были открыты в этом году и какие направления планируете освоить в новом?
- Есть направления, которые другие перевозчики не могут обслуживать в силу финансового состояния. Весь год у нас была стабильная финансовая ситуация. Поэтому в середине года ощущалась определенная стабильность и мы могли начать работу на «заброшенных» маршрутах. Мы начали работу по направлениям: Саратов - Балашов, Саратов - Вольск, Саратов - Вольск - Балаково, Саратов - Новоузенск и новое для нас направление, с которым в этом году мы вышли на международный уровень - это Саратов - Уральск.
Добавились два графика по маршруту "Саратов – Энгельс (дачи Урицкого)", это пригородный автобус № 246. За этот год мы сохранили маршрутную сеть и расписание, плановое количество рейсов в полном объеме. Дополнительно мы осуществляем подстраховку речных перевозок, которые нестабильны. Работаем в направлении на Широкий Буерак, на Сосновку. Хочу отметить, что в этом году мы не выполнили все свои обязательства по перевозке людей в городе и области. Одним из значимых событий для предприятия в этом году стало проведение конкурса по отбору перевозчиков города Саратова. Мы помним, что предыдущие конкурсы проходили очень напряженно. В этот раз администрацией города была проведена большая предварительная работа. На конкурсе участвовали реальные перевозчики, все было максимально открыто и были установлены четкие и ясные критерии. Та работа по обновлению подвижного состава, которую мы проводили последние годы, имела эффект. Мы сохранили и приумножили направления маршрутом № 99. Он был ранее заброшен перевозчиком. Сейчас в том направлении работают 15 микроавтобусов.
- Расскажите о технических нововведениях: чем будут оснащены автобусы и маршрутные такси, которые будут курсировать по городу и за его пределами?
- В соответствии с Федеральным Законом наши автобуссы уже оборудованы системой ГЛОНАСС. Думаю, в скором будущем с помощью этой информации будет налажена отчетность и контроль за соблюдением количества рейсов. Все наши междугородние автобусы оснащены тахографами. Мы видим заинтересованность города и сами заинтересованы во внедрении электронного билета. Это позволит четко отслеживать пассажиропоток и количество перевезенных льготников, цифры будут конкретными, и все стороны будут понимать, какой именно объем затрат нам нужно субсидировать. Но этот проект требует финансирования. На сегодняшний день прорабатываются схемы, как ввести его хотя бы в пилотный режим, и мы готовы в этом участвовать. На сегодняшний день мы можем предложить организационную помощь в этом процессе — наладить его и запустить, проинструктировать сотрудников, но, например, закупить оборудование мы уже не можем — нет средств.
- Хотелось бы узнать подробнее о государственной программе развития рынка газомоторного топлива. Что получило Ваше предприятие в рамках программы? На каком этапе в приобретении и введении в эксплуатацию таких автобусов Вы находитесь?
- Пока еще не получило. На сегодняшний день у нас есть приоритеты в модернизации, один из них - замена подвижного состава. Полностью обновили парк микроавтобусов. На прошлом конкурсе по отбору перевозчиков одним из критериев был план предприятия по обновлению подвижного состава. Мы его выполнили, сейчас у нас, например, больше не работают «Газели». С автобусами сложнее, ведь каждый из них стоит 4-7 миллионов рублей, и в нынешней ситуации их окупаемость под большим вопросом. Помимо постановления Правительства, программа подкреплена финансированием. Выделены средства из федерального и областного бюджета, сейчас проводятся мероприятия по отбору лизинговой компании и поставщика. Мы же со своей стороны готовы эксплуатировать и обслуживать новую технику. Наша производственная база это позволяет, необходимая инфраструктура у нас есть. Немаловажно то, что около предприятия есть свой газозаправочный комплекс и обученный персонал. Для нашего предприятия эксплуатация автобусов на газовом топливе – не новая тема.
- Сколько единиц транспорта Вы сможете закупить на выделенные субсидии?
- Мы видим 13-15 единиц. Все это - автобусы большой вместимости.
- Насколько такие автобусы безопасны? Некоторые жители, которые пользовались транспортом, работающим на газу, отмечали, что в салоне (особенно после заправки) чувствуется сильный запах. К тому же такое топливо взрывоопасно. Вы можете развеять эти убеждения?
- Я бы прояснил ситуацию. Есть разные виды газа: сжатый и сжиженный. Запах чаще появляется от сжиженного газа, он тяжелый и скапливается в низу салона. В данном случае сжатый газ находится в баллонах на крыше автобуса, он легче воздуха и уходит в атмосферу вверх, поэтому не может попасть в салон. Мы изучили эти технологии прежде, чем их внедрить. Они очень современны, в них заложены колоссальные деньги ради обеспечения безопасности. Такой транспорт дороже обычного примерно на 35%. Эти средства направлены на современную топливную систему. Все автобусы имеют сертификаты, подтверждающие безопасность. Они разработаны, спроектированы, сконструированы и полностью изготовлены на заводе, это не дополнительная опция. Они отвечают всем требованиям по безопасности перевозок и допущены к эксплуатации.
- Насколько такое топливо экономично по сравнению с бензином и дизелем? Сколько, по Вашей оценке, можно будет сэкономить благодаря этому нововведению?
- Есть проект постановления Правительства, которое определяет зависимость стоимости газомоторного топлива от стоимости дизельного топлива. В постановлении есть ограничения, не позволяющие ему резко расти в цене по отношению к бензину и дизелю. Оно должно быть не дороже 30-40% стоимости дизельного топлива. Проще говоря, на каждом автобусе будет ежедневная экономия примерно в 1000 рублей на топливе.
- А что можно сказать об экологичности газомоторного топлива?
- Естественно, газ сгорает чище, чем дизельное топливо. Во многом экологичность зависит от конструкции двигателя и безусловно, газомоторные двигатели экологичнее, чем дизельные.
- Михаил Сергеевич, и в заключение: как Вы оцениваете перспективы развития «Межгородтранса» и всей сферы пассажирских перевозок в Саратовской области в будущем году?
- Это наиболее сложный вопрос. То, что мы будем работать упорно, и если надо – круглосуточно, это однозначно. Люди готовы. У нас есть всё, чтобы обеспечить бесперебойную работу транспорта. К большому сожалению, говорить о стратегии развития в следующем году я не могу. Могу обозначить ее как стратегию выживания. В похожей ситуации находятся и другие предприятия транспортной отрасли, особенно те, которые осуществляют перевозки льготников и социально значимые перевозки. Дальше все будет зависеть во многом от экономической ситуации. Если то, с чем мы сейчас столкнулись, будет разрешаться – цены будут стабилизироваться, как и курсы валют, тогда мы приблизимся к разумным инфляционным значениям. Если же будет продолжение роста цен, ограничение по поставкам запчастей и при этом несвоевременная реакция по изменению тарифов (если они останутся на прежнем уровне, при том что уже сейчас требуется их увеличение), то возможны проблемы. Мы не можем оставаться на прежнем уровне цен, в то время как растут цены на запчасти и энергоносители. Топливо мы пока не обсуждаем. Без кредитов мы тоже жить не можем, но и их взять будет не всегда выгодно из-за увеличения ключевой ставки Центробанка. Все это негативно сказывается на нашем предприятии. Поэтому радужных перспектив я не вижу и не исключаю снижения объема перевозок. Но мы приложим все усилия, чтобы не допустить этого.