Через некоторое время всплыло новое видео со Слугиной. На нем тренер бьет воспитанницу по затылку и обзывает ее «дурой деревянной». Впрочем, сама Слугина, комментируя инциденты, утверждала, что в первом случае была трезва. А что касается подзатыльника, по версии тренера, звук шлепка добавили на монтаже.
После скандалов женщина легла в больницу. Но, выписавшись, на работу не вышла — написала заявление об увольнении по собственному желанию. Кстати, Слугина - тренер 1 категории, работает более 14 лет. Она воспитала несколько десятков спортсменов, в том числе победителей всероссийских соревнований. А совсем недавно Слугина получила грамоту от министра спорта России Олега Матыцина.
Пользователи социальных сетей поспорили, допустимо ли подобное поведение в спорте. Мнения разделились: одни утверждают, что применение силы недопустимо, другие же полагают, что без жесткого подхода невозможно вырастить профессиональных спортсменов.
Получить профессию спортивного тренера можно несколькими способами. Первый — пройти курсы. Такой вариант подходит тем, кто хочет работать в фитнес-зале и тренировать взрослых. Для работы с детьми требования строже. На работу примут только при наличии высшего педагогического образования. Его можно получить, например, отучившись на физрука.
Фактически детский спортивный тренер — это такой же учитель. Как и любому другому учителю ему запрещено поднимать руку на ребенка. Но есть еще и методы психологического воспитания, которые вызывают споры. Часто на детей сваливаются дополнительные нагрузки: ежедневные тренировки, отсутствие свободного времени, поездки на сборы. А чтобы добиться высокого результата, нужно иметь железную волю и не жалеть себя. И порой из-за таких нагрузок может пострадать психика ребенка. Вовремя заметить и предотвратить проблему – задача тренера. Хотя иногда именно наставник становится последней каплей, что приводит к срыву.
Антон Русин 16 лет жизни посвятил спортивному плаванию, у него есть разряд «кандидат в мастера спорта». В 6 лет Антон пришел на первую тренировку в энгельсский бассейн «Лазурный», а прекратил заниматься плаванием только в 22 года. За это время он принимал участие в соревнованиях разного уровня и часто ездил на сборы.
Антон признается, что в детстве какие-либо серьезные требования со стороны тренера были только на сборах.
«У нас не было ограничений как таковых. На сборах тренер объяснял нам распорядок дня, он был довольно тяжелым. В 6 утра мы должны уже были быть в воде. Еще в течение дня была тренировка в тренажерном зале и бассейне, а в 22:00 отбой».
Иногда у спортсмена возникало чувство, что он «потерял детство». Например, когда шел домой с тренировки и слышал, как на улице сверстники играют в футбол. Антон понимал, что присоединиться к ним не может: утром надо было рано вставать, тренировка начиналась в 6:00.
«Я по-разному оценивал эту ситуацию. Если хорошо выступал на соревнованиях, меня это подстегивало, появлялся стимул, я понимал, что это мой выбор. Но когда результатов подолгу не было, я полгода стоял на одном месте, тогда были мысли бросить. Родители немного заставляли, и тренер немного морального давил. Но я считаю, что это абсолютно нормально».
По мере того, как Антон взрослел, тренер менял методику работы. По словам спортсмена, он чаще всего думал бросить тренировки именно в подростковом возрасте, когда психика наиболее уязвима и гибка.
«В переходном возрасте у тренера появилась методика - чуть ли не психологически нас ломать. Иногда мы выходили с тренировок загруженными. Ты начинаешь копаться в себе, чтобы лучше тренироваться. Бывали моменты, когда это заходило за грань. Думал: все, брошу плавание. Через какое-то время тренер пообщается с тобой как друган - и ты снова хочешь заниматься. Это были эмоциональные горки».
По словам Антона, тренер использовал «метод кнута и пряника»: мог похвалить спортсмена и тут же начать его ругать. По задумке, это не позволяло бы воспитанниками расслабляться.
«На тренировке я понимал, что результат хороший, я его улучшил. Подхожу к тренеру, а он говорит: «Да, ты проплыл по времени нормально, но техника у тебя отстой, никуда не годится». Я только лет в 14 понял, что это такая манипуляция.
Сложнее всего было в 15-16 лет. Я загружался слишком много, близко к сердцу принимал то, что говорил тренер. Думал, что я говно и ничего не умею. А сейчас я вообще считаю, что тренер все правильно делал, хотя тогда у меня и были мысли о том, чтобы бросить спорт. Сейчас же считаю, что все было не зря. Я очень благодарен этой школе за то, какой я есть. Я очень спокойный сейчас, как удав. Меня сложно вывести из себя».
Ближе к 18 годам у Антона начали меняться интересы, он стал больше гулять с друзьями и увлекся машинами. В итоге он ушел из профессиональному спорта, так и не получив звание «мастера».
«Я жалею, что ушел, не достигнув чего-то большего. Мне до мастера спорта не хватило полсекунды. Я полтора года пытался улучшить результат, но ничего не получалось. Там уже и взросление началось. Гулянки с друзьями, машины...».
В 19 лет спортсмен устроился работать тренером, параллельно получая высшее образование в СГУ. Его воспитанники — дети от 6 до 18 лет. Во время работы Антон иногда замечает, что неосознанно подражает своему тренеру.
Пловец считает, что воспитывать спортсменов надо жестко, но бить и унижать — нельзя. По его словам, раньше условия тренировок были более жесткими, а методы – более суровые.
Сейчас же воспитанников «и пальцам тронуть нельзя», хотя везде бывают исключения, уверен Антон.
«Родители моих воспитанников вообще просят, чтобы я был с ними жестче. Говорят: «Вы с ними будьте построже». Я иногда чувствую, что слишком мягкий. Я пытаюсь и дружить с ними, и быть примером, и тренером, но никогда не бью и не унижаю. Детей я трогаю, но только если это нужно. Допустим, размять мышцы перед стартом, болевыми точками разогнать кровь».
По словам бывшего спортсмена, уважение детей не получится завоевать грубостью или физической силой. Достаточно спрашивать у ребенка, как дела дома и в школе, чтобы он понимал, что тренеру он не безразличен.
«Я на своих детей голос порой повышаю. Я иногда ору на них. Не унижаю, конечно. Допустим могу прикрикнуть: «Ты чего стоишь там, давай плыви». Но унижать, конечно, нет. Это ломает психику».
Депутат Саратовской городской думы Сергей Улегин профессионально занимался греблей на байдарках и каноэ. В 2008 году он представлял Россию на Олимпиаде в Пекине. Спортсмен не ощущал, что тренер в чем-то его ограничивает, потому что привык к такому с детства.
«Для меня, как для профессионального спортсмена, самой большой сложностью было ограничение в общении с семьей, хотелось проводить время с маленьким сыном».
Улегин начал заниматься греблей в 12 лет у заслуженного тренера России Алексея Неловко. Тот не был жестоким и не поднимал на спортсменов руку.
«Мне повезло, я не встречался с жестокими тренерами - и слава богу. Для меня тренер стал отцом, потому что меня растила одна мама. Никакой жестокости, оскорбительных слов я от него не слышал».
Улегин признается, что в подростковом возрасте уходил из спорта на некоторое время из-за личных проблем, но всегда возвращался.
«Тренер говорил мне: «Сереж, приходи на тренировку, в баскетбол еще поиграем». Это спортивная хитрость с его стороны такая была. И потихоньку меня вновь обуревал азарт, появлялось желание выиграть».
Сейчас Улегин работает заместителем директора саратовской спортивной школы по гребле на байдарках и каноэ. Он рассказывает, что в работе сталкивался с трудными подростками, которых приходилось мотивировать на результат.
«Нет такого, что мы грубо говорим: «Вот тебе весло, давай греби, иначе все!» Такой путь — путь в никуда. Ребенок бросит тренера такого, а наша задача — добиться результата».
Жанна Дудник и Вячеслав Рогов — заслуженные тренеры России по кикбоксингу, сейчас работают в спортивной школе олимпийского резерва. Они всю жизнь занимаются спортом, вырастили множество воспитанников, многие из них получили разряд «мастер спорта». Тренеры возят спортсменов на соревнования разных уровней: от местного до чемпионатов мира и Европы.
Дудник и Рогов признались, что смотрели видео со скандальным тренером из Балакова, но отказались его комментировать («мало ли что на видео, по нему ничего не понятно»). Наставники рассказали о своих способах работы и том, как без насилия найти общий язык с детьми.
По словам тренеров, главное — это дисциплина. Если ребенок решает заняться спортом профессионально, это его личный выбор, а значит, надо принимать правила, которые действуют на тренировках. У кикбоксеров, как и у всех спортсменов, действительно много ограничений: они должны придерживаться особого режима питания и расписания.
Вячеслав Рогов пояснил, что кикбоксинг не жестокий, а жесткий вид спорта, но это не дает права тренеру бить детей.
«Как говорят у нас, рот открыл — инвалид», - смеется Дудник, дополняя мысль мужа.
Дудник объясняет, что ребенок, который не справляется с нагрузками, может заниматься спортом «для себя», непрофессионально.
«Нам нельзя даже пальцем трогать ребенка, но этого и не нужно. Зачем? Почему-то дети, глядя нам в глаза, по тону голоса, и так все понимают. Интонация может быть и обычной, но в голосе должна быть такая железная нотка, но не подчинительная», - рассказывает Жанна.
Рогов же рассказал о спортсменах, которые после окончания карьеры намеренно очерняли своих тренеров. По его мнению, они были обижены на наставников – возможно потому, что отдали спорту многие годы, но не добились высоких результатов. По словам Вячеслава, тренер не должен давить на неокрепшую психику ребенка. Наоборот, надо поддерживать воспитанника и быть в курсе его проблем – тогда ребенок начнет доверять тренеру и уважать его.
Наставница подчеркнула, что важен треугольник «родитель-ребенок-тренер», чтобы быть в курсе всех бытовых проблем, которые могут повлиять на спортивную карьеру.
«У меня педагогическое образование. Психологией занималась 4 года, прочитала много разной литературы. А еще очень многое на интуиции. Дети совершенно разные. Стараемся залезть в голову ребенка, если есть проблемы».
«Услуги личного психолога — дорогое удовольствие», - шутит муж Жанны.
Дудник признается, что тренеру в работе не обойтись без жесткости, «нельзя быть сюси-пуси». Однако унижать воспитанников — это неправильный метод.
«У нас вообще изначально не было никаких методов, связанных с унижением. Мы не позволяем себе ударить воспитанника. Я, например, представляю это на себе. Если бы меня унизил тренер или обозвал меня обезьяной какой-нибудь, я бы никогда не пришла к нему. Мы можем детей ругать за что-то, иногда повышать тон. Но чтобы унизить, обозвать, такого в жизни не было никогда».
Жанна говорит, что очень важно понимать — все дети разные. Что будет нормально для одного, совсем не понравится другому:
«Есть такие дети, на которых вообще нельзя никак голос повышать. У них после этого начинается депрессия. Они вбивают себе в голову, что ничего не получается».
Фото: © sarinform.ru