Юлия КЛИМЕНКО
Новости о кадровых изменениях в региональном правительстве или мэрии Саратова в последнее время начали вызывать тревогу. Ничего удивительного, ведь самые громкие из них связаны с серьезными ошибками в работе, а то и с уголовными делами.
Скандал из-за переполненных школ в «Солнечном-2» привел к отставкам главы Кировского района Саратова Сергея Пилипенко и руководителя комитета по образованию горадминистрации Елены Перепелициной. За плохую подготовку к выставке-форуму «Россия» на ВДНХ в Москве лишилась должности первый замминистра культуры области Татьяна Астафьева. Срыв крупных проектов, строительство жилья без социальной инфраструктуры стали основанием для увольнений зампреда регионального правительства Павла Мигачева и главного архитектора области Анны Смирновой. В эту компанию попал и начальник Государственной жилищной инспекции Владимир Томашенцев. А через некоторое время губернатор Роман Бусаргин уволил с поста председателя комитета по реализации инвестпроектов в строительстве Саратовской области Алексея Колодкина.
Кстати, бывший глава этого комитета Роман Карякин сейчас находится под стражей. Ему, как и действующему руководителю казенного предприятия «Управление капитального строительства» (УКС) Владимиру Шевцову, вменяют махинации с госконтрактами на 80 миллионов рублей.
Из-за уголовных дел из мэрии Саратова вынуждены были уйти председатель комитета по управлению имуществом Светлана Чеконова и заместитель председателя комитета ЖКХ Наталия Даниленко.
Плюс к этому уже упомянутые Алексей Никитин и Александр Гусев. А еще Анастасия Пузанова, что ушла с должности главного архитектора Саратова ради поста главного архитектора области.
Впрочем, тревожат не только скандалы и уголовные дела, но и количество уволенных, подследственных и поднявшихся по карьерной лестнице. Спрашивается, кто работать-то будет?
Этот и другие вопросы «СарИнформ» направил в облправительство и мэрию Саратова. Судя по официальным ответам, руководители города и области не беспокоятся — выбывшим сотрудникам есть замена. Например, губернские власти регулярно проводят конкурсы по формированию кадрового резерва. Сейчас в нем 499 человек, говорится в сообщении за подписью вице-губернатора Игоря Пивоварова. Принять участие в таком конкурсе может любой гражданин. Главное, чтобы его образование, квалификация, стаж работы (по специальности или на госслужбе), профессиональные знания, умения и навыки соответствовали требованиям, которые предъявляются претендентам на тот или иной пост. Успешно выдержав конкурс, человек попадает в кадровый резерв на определенную должность, которую может получить, если она освободится.
Сейчас, к примеру, на должность замминистра сельского хозяйства области по развитию отрасли животноводства, если она станет вакантной, могут претендовать сразу три резервиста. И целых 12 человек из кадрового резерва успешно прошли отбор на пост замминистра труда и социальной защиты. По крайней мере, если верить данным на официальном сайте правительства области.
Надо сказать, что замминистра — это потолок для резервистов. Поскольку, как сообщил «СарИнформу» Пивоваров, «конкурсные процедуры на включение в кадровый резерв или на замещение государственных должностей области (министры и зампреды — ред.) не предусмотрены». Похоже, чтобы занять столь высокий пост, надо просто очень хорошо работать. Тогда, в теории, вышестоящее руководство заметит и назначит.
То же относится и к администрации губернской столицы. «Муниципальными правовыми актами муниципального образования «Город Саратов» конкурс на замещение вакантных должностей муниципальной службы не предусмотрен», - ответили на наш запрос в мэрии. Зато предусмотрено формирование «резерва управленческих кадров исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «Город Саратов». Чтобы попасть в этот резерв, надо принести в специальную комиссию пакет документов (диплом, трудовую книжку и т. д.), дать письменное согласие на включение в резерв и обработку персональных данных, а потом ждать решения жюри. На данный момент в муниципальном резерве управленцев 40 человек.
Причем 15 действующих сотрудников мэрии - бывшие резервисты. В их числе председатель комитета по финансам Александр Струков, замглавы администрации города Максим Леонов, глава Ленинского района Дмитрий Чубуков и недавно назначенный и.о. председателя комитета по архитектуре, главного архитектора города Димитрий Деров.
Что же касается свободных рабочих мест в мэрии, то им, похоже, недолго пустовать. Как заверили в администрации, сейчас на каждую вакантную должность есть несколько кандидатов. Но указывать их фамилии «преждевременно», объяснили в горадминистрации.
Кадровый оптимизм муниципальных чиновников разделяет депутат Саратовской гордумы, генеральный директор ООО «УК «ТЕСАР» Юрий Ерофеев.
«Я бы не сказал, что в администрации Саратова есть кадровый голод. Там достаточно молодых специалистов, которых можно поднимать выше — им расти нужно. Молодежи у нас хватает, в том числе в районных администрациях. Я думаю, там достаточно большой потенциал», - заявил он в беседе с корреспондентом «СарИнформа».
По его словам, в том, что правительство забирает из муниципалитетов профессионалов, нет ничего нового и необычного.
«Так всегда было. И при Дмитрии Федоровиче (экс-губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков — ред.) было, он сам из города ушел на губернатора. И при Ипатове (экс-губернатор Саратовской области Павел Ипатов — ред.) так же было — из города выгребали и где-то из районов тоже выгребали. Это нормально. Люди должны расти, не засиживаться. Свежая молодая кровь влилась — для развития это очень хорошо.
Может быть, здесь просто так ярко проявилось — сначала Разборова (министр экономического развития области Андрей Разборов — ред.) забрали, потом Никитина, Пузанову. А так в принципе всегда в общем-то из города выгребали», - сказал наш собеседник и подчеркнул, что не видит острой проблемы с кадрами в муниципалитете.
Это мнение разделяет его коллега, депутат Саратовской городской думы Виктор Марков. Во-первых, есть кадровый резерв. А, во-вторых, считает народный избранник, наверняка сохранится преемственность — ушедших заменят оставшиеся. К тому же за последнее время полномочия муниципалитета существенно сократились. А значит, и объем работы – тоже.
«Сейчас разница между мэрией и администрацией 1990-х годов - начала 2000-х, разница между эпохой Аяцков-Аксененко (экс-мэр Саратова Юрий Аксененко — ред.) и сегодняшней – она разительна. В то время муниципалитеты – и в соответствии с тогда действовавшим законодательством, и с взаимоотношениями, сложившимися внутри области – имели больше полномочий и объективно, и субъективно. Реальный суверенитет, что ли, был, от чего зависело многое. Но сегодня очевидно, что наши сотрудники, в том числе председатели комитетов, ходят на совещания в область, то есть определенная вертикаль существует.
За прошедшие годы и закон о местном самоуправлении претерпел изменения, и политическая обстановка в области изменилась. Если раньше у нас между городом и областью было такое соперничество, я бы даже сказал, конфронтация, то сегодня… Хотелось, чтобы это было сотрудничество, на самом деле — соподчиненность по вертикали.
По архитектуре страдать особо не приходится — у нас все полномочия просто забрали. Наши же бывшие сотрудники там, в правительстве, их будут осуществлять. Так что под сегодняшнее наше тельце одежка вполне сносная», - резюмировал гордеп.
Перемещение управленческих кадров считает эффективной практикой Михаил Волков - бывший глава Волжского района Саратова, экс-замглавы администрации города, предприниматель.
«Практика такая не только есть, она везде отработана, давно признана позитивной. Потому что движение по горизонтали позволяет человеку шире смотреть на свою отрасль. Это является нормой, и эту норму надо часто применять и по горизонтали, и по вертикали.
Что касается кадрового голода, то да, я считаю, что кадровый голод давно есть. Один из методов решения проблемы — это привлечение людей из реального бизнеса и из государственных и частных корпораций. Это связано с тем, что во многих корпорациях есть своя система подготовки кадров, которая выращивает управленцев. Они, во-первых, уже прошли отбор, потому что совсем как бы простых не берут. Это люди с достаточно высоким уровнем образования, стажировок и так далее. А потом внутри системы они получают и практику, и дополнительные курсы повышения квалификации разнообразные, которые позволяют этого человека считать достаточно универсальным специалистом в конкретной отрасли. Поэтому привлечение этих людей позволяет решать нетривиальные задачи.
Там, где многие видят тупики, такие люди видят возможности. То есть они привыкли мыслить так - если существует проблема, которая не позволяет решить задачу, то она все равно может быть решена несколькими способами. Эти люди заточены на то, чтобы находить варианты решения. И привлечение этих людей, конечно, могло бы положительно сказаться на кадровом потенциале, тем более в условиях новых задач. Когда ставятся крупные задачи с большим объемом финансирования, там опять же требуются нетривиальные решения, нестандартные, быстрые и качественные. Причем нестандартные как с точки зрения решения задач, так и с точки зрения внешнего фона. Сейчас внешний фон для страны, для региона неоднозначный, потому что есть проблемы и в логистике, и в санкциях, и в финансировании многих вещей и так далее.
Это, конечно, требует десятков людей, которые могут так мыслить. Но мы же понимаем, что эти люди будут входить в систему, которая частенько отторгает непохожих на себя людей», - поделился Волков своим видением ситуации
И все равно, полагает бизнесмен, людей с иным мышлением стоит привлекать. Но, во-первых, их нужно мотивировать. А, во-вторых, «им надо дать возможность устоять в этой системе», то есть руководство должно их поддерживать.
«Без существенной поддержки очевидно, что будут возникать конфликты, которые очень непросто будут разрешаться. Но в любой развивающейся системе конфликты являются нормой. Это и есть разрешение противоречий, которые возникают на пути развития. Поэтому задача не в том, чтобы не было конфликтов, а в том, чтобы они цивилизованно разрешались.
У меня, например, работают люди, которых я не люблю в принципе, то есть они мне неприятны, но они специалисты. И поэтому я много лет считаю целесообразным, чтобы они работали», - признался экс-чиновник.
По его мнению, одна из основных проблем — это отсутствие мотивации у молодежи. «Люди все время борются за то, чтобы меньше работать», - посетовал Михаил Волков, отметив, что это общемировая тенденция. И, к сожалению, не всегда обучение в профильных вузах помогает будущим управленцам эту мотивацию получить.
С одной стороны, меньше половины выпускников вузов идут работать по специальности. С другой, «многие учатся так себе». К тому же, по словам нашего собеседника, выпускники вузов «частенько попадают не в систему, которая их выращивает, а наоборот, в систему, которая их давит». Нельзя сбрасывать со счетов атмосферу, в которой оказался молодой специалист, его окружение. Если он видит, что коллеги безответственно, халатно относятся к работе, то, скорее всего, и он будет вести себя так же. Поэтому для воспитания кадров так важно менторство (наставничество), когда начинающий работник может получить необходимый совет, рекомендацию от более опытного коллеги.
«Любой из руководителей должен выстраивать систему мотивации. Да, на сегодняшний день частенько она очень формализована [на государственной и муниципальной службе], и нет больших возможностей, чтобы привлекать способных и желающих работать людей. Отдельный вопрос, как выстроить систему мотивации, чтобы люди не сползали в рутину, чтобы не доходило до уголовки?
В мэрии всегда были сотрудники, которые десятки лет отдавали себя этой работе. Таких я много знаю. Но были люди, которые приходили туда поправить свое эго или ради ресурсов. У всех мотивы разные. Я встречал много профессиональных людей, но, к сожалению, есть и другие», - поделился своими мыслями Михаил Волков и напомнил о положительном, с его точки зрения, советском опыте выращивания кадров, «когда человек рос внутри разных административных уровней и по горизонтали, и по вертикали».
С тем, что дефицит управленческих кадров существует, согласен бывший министр образования, экс-зампред правительства Саратовской области, директор ПИУ РАНХиГС (вуз готовит управленцев, в том числе для государственной и муниципальной службы) Виктор Чепляев.
Он не сомневается, что «желающих поработать в сфере управления достаточно много». Но далеко не всегда желания претендентов совпадают с их возможностями и требованиями. Одни вполне годятся для такой работы, но ищут себе иное применение. Другие же и рады бы влиться в ряды управленцев, но по тем или иным параметрам не подходят.
Ограничения, наложенные на чиновников, сложившееся в обществе негативное отношение к ним, а также большая ответственность — все это, по мнению руководителя вуза, тормозит приток людей на государственную и муниципальную службу.
«Наверное, только ленивый не пинает сейчас чиновников. Да, безусловно, как и в любой сфере здесь есть люди, которые не справляются, не хотят выполнять, не могут выполнять свои обязанности. И они делают свой вклад в негатив.
Мы говорим всегда, что публичная власть — это служение. Это не заработок, это не работа, не должности. Это — служение. Я бы сравнил ее с военной службой. У нас государственная гражданская служба. Поэтому нужны те, кто готов служить людям, государству.
Бытует мнение, что на государственной или муниципальной службе сделать карьеру очень сложно. Это совершенно не так. Государственная служба ценит способности, инициативность, желание делать дело. Другой вопрос — ограничения. Да, здесь нельзя подрабатывать, нельзя продвигать какие-то личные интересы и прочее. Начальный этап по оплате труда тоже не очень привлекателен.
Система государственного управления конкурирует за кадры и с бизнесом в том числе. Одно дело выполнять какой-то функционал и не иметь существенных ограничений, и другое — работать при определенных законодательно оформленных ограничениях.
Поволжский институт управления Президентской Академии готовит специалистов различного профиля, но с серьезным управленческим потенциалом. Сейчас наши выпускники работают в системе государственного управления, муниципального управления, в общественных организациях, в бизнесе. Мы готовим управленцев в широком смысле, но не чиновников. Сейчас дефицит очень серьезный кадров в целом, везде, по всем сферам. Дефицит именно подготовленных и мотивированных кадров. Поэтому сфера публичного управления должна быть конкурентоспособна относительно других сфер», - считает Виктор Чепляев.
Демографическая ситуация и нежелание молодых людей брать на себя ответственность, встраиваться в жесткую систему тоже не способствуют пополнению рядов государевых людей.
«У нас появились новые сферы деятельности, которые легко освоить, которые не требуют такого уровня ответственности, как в сфере государственного и муниципального управления, иногда вообще и подготовки не требуют.
И демография, конечно, играет очень серьезную роль. Уезжают не только из Саратовской области. Уезжают отовсюду и в разные стороны, и по разным причинам. Когда человек наращивает свой потенциал профессиональный, ему надо его где-то реализовывать. Ему нужно развитие. И, если сейчас идет конкуренция между регионами за кадры в связи с дефицитом, то я думаю, что в этом надо участвовать, наращивать конкурентные преимущества региона», - описал ситуацию наш собеседник.
Выход, по его мнению, - привлекать молодежь, причем мотивированную. И, что очень важно, создавать широкую систему вовлечения для студентов в систему государственного и муниципального управления в различных органах, например, через инструменты целевого обучения, стажировок студентов профильных направлений подготовки, использование инструментов наставничества в отношении студентов.
«Для этого должна быть заинтересованность руководителей. Они должны понимать, что к ним пришел не практикант, а возможно будущий сотрудник, которому можно делегировать определенные задачи. У всех — и у правительства, и у мэрии - есть подведы (подведомственные структуры — ред.). Пока на этом уровне можно внедрять систему стажировки. Если этого не будет сделано, то будет катастрофа. Если сейчас мы не создадим такой «зал ожидания» для молодежи, такую скамейку запасных, то придется отбирать из тех, кто есть. В том числе из бизнеса. Но что такое из бизнеса? Бизнес-то бывает разный. Если успешный бизнес, то человек не пойдет на госслужбу — ему там не интересно. А тот, у кого бизнес не задался, он не из бизнеса, он с улицы.
В свое время была такая идея распространенная — надо брать из бизнеса людей. Понимаете, бизнес и сфера публичного управления идеологически не совпадают — у них цели разные», - заключил Виктор Чепляев.
Есть ли дефицит управленцев? И если да, то в чем причина нехватки кадров, и откуда их брать? С этими вопросами корреспондент «СарИнформа» обратился к представителям исполнительной власти.
По словам главы Балашовского района Павла Петракова, не хватает не только управленцев.
«У нас есть дефицит во многих сферах — нужны люди на рабочие специальности, инженерные специальности, нужны специалисты для сельского хозяйства и остального. Это не только управленческие кадры. С управленческими кадрами ситуация сложная из-за чего? Из-за того, что зарплата не всегда отвечает запросам времени. Это первое. Второе — скамейка запасных короткая. Мы не видим резерв, где можно найти эти управленческие кадры. А еще очень высокая ответственность. Многие люди не хотят брать на себя ответственность», - сказал он.
Однако, как считает первый заместитель главы администрации Энгельсского района Евгений Шпольский, причина нехватки управленцев в муниципалитетах не только в низких зарплатах и высокой ответственности:
«Дефицит квалифицированных кадров всегда есть. Но с каждым годом эта проблема с обостряется, поскольку падает престиж государственной и муниципальной службы. Потому что полномочий меньше. Когда-то многие вопросы были в руках муниципальной власти, а сейчас полно надзорных федеральных структур, зарплаты невысокие. И реализоваться людям проще в бизнесе.
Дефицит квалифицированных кадров — огромная проблема. Они всегда нужны, особенно в муниципалитетах. Проблема в том, что те, кто приходит, не совсем то, что нам нравится. Но приходится довольствоваться тем, что есть.
Проблема эта актуальная. Особенно в отдельных сферах. У нас, допустим, это ЖКХ, юристы. Человек поработает юристом, а потом уходит в судьи, адвокаты. У нас же надо от рассвета до заката, без выходных работать, а там спокойнее.
Есть нехватка управленческих кадров в сельских поселениях. Надо, чтобы они на местах жили, а они все стремятся переехать в город — в Саратов, например, или в Москву».
В Озинском районе острого дефицита управленческих кадров не наблюдается, но, полагает глава района Антонина Галяшкина, нужно думать на перспективу — делать ставку на молодежь.
«В целом эта проблема, наверное, не только у нас. Слава Богу, нам (администрации района — ред.) удалось сейчас укомплектоваться. У нас резерв существует, но мы работаем на перспективу, подбираем своих активистов. У нас сейчас очень много активных молодых людей — и в «Движении первых», и в «Молодой гвардии». И уже в 11 классе начинаем с ними работать с тем, чтобы они шли учиться, в том числе на муниципальное управление.
Сейчас очень серьезные требования к управленцам предъявляются — это и хорошее знание бюджетов, и обязательное умение работать с людьми. К тому же ответственность очень большая.
Работа с людьми – всегда тяжелая работа. Мы же практически каждый день встречаемся с людьми, их проблемами. Надо уметь выслушать, надо посочувствовать, надо решать вопросы. Сейчас все же видят, какой спрос за то, как ты работаешь. Поэтому, естественно, человек взвешивает свои силы, смотрит, сможет ли он выполнять эту работу. В муниципальное управление идут люди, которые взвешивают свои силы и понимают, что способны на это. Помимо знаний, наша работа требует и душевных сил.
Зарплата - это, наверное, отдельная история. Сейчас над этим (над проблемой низких зарплат на муниципальной службе – ред.) задумываются, и Президент об этом говорит. Я думаю, этот вопрос будет решаться, потому что нужны высококлассные кадры. А эта работа очень-очень сложная, многогранная, и не каждый с ней справится. Ты не имеешь права сказать: «Я сегодня не могу, потому что у меня выходной». Если требуется твое присутствие для решения какой-то проблемы, ты просто должен выйти и идти работать», - подчеркнула наша собеседница.
Сейчас, когда в Саратовской области реализуется много национальных проектов и региональных программ, высококвалифицированные управленческие кадры чрезвычайно востребованы. Такого мнения придерживается экс-глава Ершовского района Светлана Зубрицкая.
«На сегодняшний день, если мы говорим о кадрах местного самоуправления, то, конечно же, они очень востребованы. Причем не теоретики, а практики, способные проверять объемы [строительных работ], делать сметы, технические задания.
И здесь же второй вопрос - как всегда, зарплата. Прораб на стройке получает больше 100 тысяч рублей, а начальники отделов в администрациях — по 35 тысяч рублей. Чтобы привлечь кадры, необходимо вопрос решать и с заработной платой.
Кадров, конечно, не хватает. И если в нашем районе еще есть люди, которые работают десятилетиями и наработали определенный опыт, то есть районы, где нет, например, ни архитекторов, ни технических специалистов. Мне приятно, что Ершовский район дважды выигрывал Всероссийский конкурс (Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях — ред.), проект делала наша команда архитекторов. А многие районы заказывают в проектных институтах за сумасшедшие деньги и не всегда выигрывают.
Вы поймите, в администрации не нужны чиновники, в администрации нужны практики. Если это отдел капитального строительства, значит, нужны строители, дорожники. Если отдел экономики, нужны экономисты. И нужны везде с призванием люди, чтобы им нравилась их работа. Рабочие места есть в малых городах. И здесь комфортно жить. Это самое главное», - резюмировала Зубрицкая.
Фото: © sarinform.ru, saratov.bezformata.com, t.me/minterritory64, www.engels-city.ru/nash-raion, t.me/galyashkinaozinki, vk.com/public209545405