Это предусматривает государственная программа "Юстиция"
В государственную программу РФ "Юстиция" внесены изменения. Постановление Минюста об этом издано 15 апреля. На сайте министерства сообщается:
Возможные изменения "СарИнформу" прокомментировали практики.
Андрей Ларин, директор юридического бюро "Аргументъ":
Главный козырь адвокатов - это ссылка на Конституцию РФ, где сказано: каждый гражданин вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь, а адвокаты сдают квалификационный экзамен и только после успешной его сдачи получают статус. Значит, только адвокаты могут оказывать квалифицированную юридическую помощь. Им оппонируют юристы, которые говорят, что квалифицированную юридическую помощь могут оказывать и те, у кого есть диплом о высшем юридическом образовании.
В этой связи считаю: прежде, чем вводить адвокатскую монополию, необходимо привести закон об адвокатуре и адвокатской деятельности в порядок и в соответствие с сегодняшними реалиями. Например, уже давно назрел вопрос о разделении адвокатов на адвокатов по гражданским делам, по уголовным, административным. Ведь вопросы на адвокатском экзамене задаются вперемешку из уголовного и гражданского права.
Если хотят загнать в адвокатуру юристов, которые априори занимаются гражданским делами, то зачем их принуждать сдавать экзамен с вопросами по уголовному праву, которым они не занимаются и не будут заниматься? Это атавизм, который тянется еще со времен СССР. И он не единственный. Адвокатам также запрещено заниматься коммерческой деятельностью, иметь доли и акции в коммерческих структурах и иметь побочный заработок (исключение: научная работа и преподавательская деятельность). Логика такая: если у адвоката есть какой-то коммерческий интерес в деле, он будет заинтересован, может "продать" клиента и не оказать надлежащей правовой помощи. Это смешно. Ввод законодательного запрета на ведение адвокатом дел с его заинтересованностью и надлежащая мера ответственности решают это проблему полностью.
Резюмируя, могу сказать, что адвокатура сама еще не готова к такому повороту событий. Ввод адвокатской монополии сейчас только повредит адвокатскому сообществу, создаст недоверие к обычным юристам и приведет к повышению цен на юридические услуги.
Николай Скворцов, директор Центра правовых технологий "Юрком":
Считаю, что очень серьезно могут подрасти цены на юридические услуги, так как конкуренция искусственно снизится, а спрос подрастет из-за грядущей рецессии. Наверное, клиент ощутит это на своем кошельке.
Евгений Пятайкин, заместитель председателя коллегии адвокатов "Арбитр":
Согласно этому закону предусматриваются не только права, но и ответственность адвоката за свои действия. Согласно ему же адвокат, как и судья, в отличие от юристов, сдает квалификационные экзамены и ориентируется во всех отраслях права. Этот факт налагает на адвоката определенные обязательства, в том числе по качественному предоставлению услуг. Лицо же, оказывающее представительские услуги, не обязано иметь даже юридического образования, и, к сожалению, не несет перед своим доверителем никакой, кроме гражданско-правовой, ответственности. Это обуславливает все расширяющееся предоставление некачественных юридических услуг, злоупотребление процессуальными правами, волокиту рассмотрения дел, нарушение прав доверителей. Поэтому обсуждаемый постепенный переход к «адвокатской монополии» считаю скорее единственно верным механизмом решения существующих в правовой системе проблем, нежели самоцелью российского адвокатского корпуса. Уверен, что только таким путем мы создадим стимулы роста в юридической среде, отсечем неквалифицированные услуги, которые претендуют на статус юридических, повысим востребованность квалифицированной юридической помощи для всех категорий граждан.
Разговоры о вероятном повышении цен на соответствующие услуги – чистой воды спекуляция на доверчивости читателей информационных источников. Цены на услуги адвокатов и юристов, как и на любые иные услуги, формируются в свободном договорном порядке. Адвокатский корпус опытом своей работы уже давно сформировал уровень цен на свои услуги, поэтому остальное возможное повышение цен - только на совести практикующих юристов.