Саратовский областной суд вынес окончательное решение по нашумевшему уголовному делу, связанному с обвинением сотрудника ЧОП «СОБОС Страж» Андрея Осипова в причинении смерти по неосторожности 24-летнему Роману Борисову 6 августа прошлого года.
СМИ ранее сообщали о том, что Ленинский районный суд Саратова 17 ноября 2009 года вынес обвинительный приговор Осипову, признав его виновным в гибели Борисова, совершившего вместе с другими лицами хулиганские действия в нескольких торговых точках города. Следствие установило, что той роковой ночью группа пьяных приятелей, жаждавших спиртного, избила работников одного магазина и пыталась его ограбить. Охранник, застреливший хулигана по неосторожности из служебного оружия, был приговорен к шести месяцам лишения свободы в колонии-поселении. С этим приговором не согласились ни пострадавшая сторона в лице матери погибшего и ее адвокат, ни Прокуратура Ленинского района Саратова, ни осужденный охранник Осипов, интересы которого представлял адвокат Станислав Зайцев. Если первые посчитали приговор слишком мягким, то защитник Осипова, напротив, подал кассационную жалобу в областной суд, настаивая на его полном оправдании.
«Принимая необходимые меры к задержанию Борисова, Осипов пресекал преступные действия человека, совершившего как минимум семь тяжких преступлений, и имел полное законное право, в соответствии с требованиями ст.38 УК РФ, причинить преступнику Борисову любой вред при его задержании, вплоть до причинения ему смерти» -- так определил свою позицию адвокат Зайцев. Общественный интерес к этому делу вызван тем, что многие граждане, в том числе сотрудники охранных агентств, до сих пор не вполне сознают своего права пресекать действия преступников, направленные против них лично или против охраняемого имущества.
Из хроники событий, подробно освещенных в СМИ, ясно следует, что Борисов с компанией в пьяном угаре совершили опасные преступные действия и останавливаться не собирались, а Осипов произвел в сторону их автомашины выстрел неумышленно. Все эти обстоятельства вновь тщательно исследовала судебная коллегия Саратовского областного суда под председательством судьи Светланы Бородиной. Кассационная коллегия облсуда признала установленным факт причинения смерти по неосторожности потерпевшему Борисову при его обоснованном задержании.
Поскольку потерпевший совершил преступные действия и пытался скрыться с места преступления, а также вероятным являлось предположение о возможности совершения им новых преступлений, действия охранника Осипова, связанные с задержанием Борисова и применением огнестрельного оружия, судом признаны правомерными. По этой причине судебная коллегия отменила приговор Ленинского районного суда и определила: дело в отношении Осипова прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ — за отсутствием в его действиях состава преступления. Этот вывод был основан на толковании ст.38 ч.2 УК РФ, в соответствии с которой причинение вреда при обоснованном задержании преступника по неосторожности, т.е. без умысла на причинение этого вреда (что и имело место в данном случае), не влечет наступления уголовной ответственности, в том числе и за неосторожное убийство по ст.109 УК РФ, как ошибочно посчитал Ленинский районный суд, вынося обвинительный приговор в отношении Осипова по данной статье.
Комментируя решение областного суда, почетный адвокат России Станислав Зайцев сказал:
« Я удовлетворен тем, что суд согласился с моими законными доводами. Дело Осипова имеет, по моему мнению, большую социальную значимость, поскольку до сих пор сотрудники охранных служб зачастую не решаются задерживать преступников на месте совершения ими преступлений, опасаясь обвинений в превышении полномочий. В результате многие правонарушители остаются безнаказанными, а также продолжают свои противоправные действия в отношении других лиц. Между тем сотрудники охранных агентств могут и должны более решительно обезвреживать и преследовать злоумышленников. Важно отметить, что областной суд счел необходимым в данном случае принять окончательное решение по данному делу самостоятельно (а это редчайший случай в моей 25- летней адвокатской практике), а не отправил его на новое судебное рассмотрение. Хочется надеяться, что в этом непростом деле наконец-то поставлена жирная точка, абсолютно правильная не только с позиций толкования закона, но и исходя из принципа общечеловеческой справедливости».