Цирковое искусство само по себе вызывает восхищение: эквилибристы, парящие в воздухе, дрессировщики, ловко управляющиеся с тиграми, ловкие гимнасты... На первый план выходит мастерство артиста. Но Гия Эрадзе выводит на манеж не только суперпрофессионалов, он делает шоу, подобных которому в России нет. Каждый номер превращается в спектакль, яркий и завораживающий. Кто научил Гию так ловко смешивать жанры, создавая праздник для зрителей? Чем ему пришлось пожертвовать, чтобы навсегда связать жизнь с цирком? Об этом — в нашем интервью.
Гия, вы уже 25 год работаете в цирке, за это время вы дрессировали многих животных. Почему вы выбрали именно жанр дрессуры?
Меня с детства тянуло в цирк и мне нравился жанр дрессуры, то есть мне нравились животные в цирке. Национальный коллектив Грузии тогда отбирал в конный аттракцион девочек и мальчиков. Я в ту пору занимался лошадьми на ипподроме и сама лично народная артистка СССР, Грузии Нана Мелкадзе - первая женщина в мире, которая делала сложнейший трюк - пролезала с завязанными глазами под животом у скачущей лошади, пригласила меня к себе в труппу! Но мне тогда было 11 лет, она не имела права выпускать меня на манеж. Я был готов на все, поэтому я пошел к ней просто подрабатывать конюхом, не оформляясь. При этом я мог ходить на репетиции. Там же в это время был Автандыл Константинович Перадзе, народный артист СССР и Грузии. Он работал с аттракционом «Воздушный космос». Он предложил сделать первый мой номер — «Балет и голуби». Тогда в национальный коллектив страны набирали много артистов, номера ставили балетмейстеры Большого театра. Мне выбрали партнершу - очень красивую девочку с хореографическими данными. С нами начал заниматься балетмейстер. Он одел меня в бело-серебряный фрак, а Нина стояла на пуантах, у нее было белое-серебряное платье. Мы были на воздушных кольцах, у нас было серебряное, «волшебное дерево», на которое слетались голуби. Получился очень красивый номер, мы работали под музыку «Мой ласковый и нежный зверь» из одноименного кинофильма. Потом жизнь сложилась так, что я начал заниматься разными животными. У меня появились птицы, собаки, пони, была смешанная группа животных (номер «Жизнь фауны»), потом был аттракцион хищных птиц. В итоге все мои занятия в цирке были посвящены животным. Я работал со львами, тиграми, пантерами, леопардами, медведями, дикобразами, зебрами, верблюдами. Не занимался только с морскими животными и со слонами. Морские животные нравятся, но желания с ними работать не было. На сегодняшний день у нас в Королевском цирке «Пять Континентов» 300 животных 39 видов.
Как возникла идея шоу «Пять Континентов»? Кто стал учителем в постановке ваших представлений?
Она возникла случайно. В нужное время я попал в нужном направлении. Был легендарный продюсер - Геннадий Георгиевич Гордиенко. Тогда он был эстрадным продюсером, возил
Бедроса Киркорова, работал с группой «На-На»,
Бари Алибасовым. Он не имел никакого отношения к цирку. Однажды он просто попал в на цирковое представление, увидел меня и начал разрабатывать в цирке программу как администратор.
Я, имея небольшой аттракцион «Жизнь фауны» (смешанная группа животных), попадаю к нему в коллектив. Наверное, он увидел во мне перспективную молодую жилку, потому что у меня было колоссальное желание что либо делать. Раньше мне было все равно, сколько мне платят, все равно, чем я рискую. Я бросил семью из-за цирка, ушел от родителей, которые были категорически против. Я сбежал из дома, за мной приезжали, забирали назад - у меня была нелегкая судьба в этом плане. Я пожертвовал всем ради цирка, потому что мне хотелось работать в нем. Гордиенко увидел желание, которого не было у сверстников. С его возможностями в то время и моем безумном желании у нас все получилось. Мы много лет отработали с Геннадием Георгиевичем вместе.
После его ухода из жизни я какое-то время проработал с разными продюсерами, понял, что остальные продюсеры — это люди, которые просто хотят заработать на мне денег. Я отказался от них, набрал сам административную группу, начал работать сам, как продюсер, как руководитель коллектива и дрессировщик. Конечно, сейчас я много номеров отдал ребятам в моем коллективе, потому что невозможно совмещать все сразу. Человек — не железный, он должен выбрать один путь, одну профессию. Но все-таки я сейчас совмещаю и манежную деятельность, и административную работу. Сейчас у нас сложилась отличается команда, каждый человек занимается своим делом.
Ваше представление кардинально отличается от других цирковых представлений: продуман каждый элемент, за счет чего номер превращается в спектакль.
Правильно, это не цирк. Я не делал цирковое представление, я делал спектакль. У нас синтез, сплетение жанров эстрады, цирка, мюзикла, балета на основе номеров с животными. Специально для шоу было пошито колоссальное количество костюмов, созданы необычные декорации. Это и есть залог успеха коллектива, ответ на вопросы, почему мы живем столько лет и развиваемся, почему на нас ходит публика. Потому что работаем именно в таком направлении и стиле. Аналогичных нет.
Что вас вдохновляет, в том числе для создания номеров?
Вдохновляет то, что все созданные номера (а у меня их очень много) и спектакль, который я вожу в город, вне зависимости какой, они востребованы для зрителя, а самый главный судья — это зритель. Самое главное — что когда ты слышишь отзывы и зрителю нравится. Сегодня существует интернет, где тебе пишут отзывы, где общаешься с людьми - все это вкупе вдохновляет меня создавать все новые и новые номера, аттракционы, программы. Потому что я вижу, что все, что я делаю — это не впустую, это нужно людям, это дает мне стимул еще больше развиваться и создавать. Я вообще живу цирком, потому что кроме цирка у меня по сути ничего нет. Я без цирка жить не могу, я полностью отдан этому искусству. Это не работа, это образ жизни. Уехать навечно на гастроли, жить в тех условиях, в которых мы живем, переезжать из города в город — это не так легко. Нормальный человек не сможет сделать. Мои родители приняли это.
С вашим плотным графиком гастролей находите время для отдыха?
Нахожу, стараюсь, хотя этого времени очень мало. Мой отдых - это общение с близкими людьми, с которыми мне просто хорошо морально, психологически.
Вы не первый раз в нашем городе. Как Саратов в этот раз принял вас?
Очень хорошо, позитивно, тепло. Нас здесь любят, помнят. Я дружу с Иваном Георгиевичем Кузьминым (директор саратовского цирка), у меня здесь много знакомых. Публика нас уже знает, не нужно объяснять, что такое «Королевский цирк Гии Эрадзе», потому что были у вас на гастролях несколько раз (в том числе с «Принцессой Российского цирка»). Зрители писали пожелания, чтобы мы приехали в Саратов - и мы здесь. Июнь — сложный месяц для работы, потому что лето — пассивный период работы. При этом мы работаем, и касса в день по 800-по 1000 билетов продает.
Иван Георгиевич упоминал, что ваше представление разделится на два...
Да. Наш коллектив с сентября будет иметь два спектакля — два абсолютно разных шоу. Один будет находиться в московском цирке Никулина, другой будет гастролировать по городам России. Они будут меняться местами. То есть Королевский цирк будут представлять два коллектива. Один будет с моим участием, другой — без меня. Уже сейчас в большинстве номеров участвую не я, а мои артисты. Это моя школа дрессуры, ребята могут без меня совершенно спокойно работать. Так что будем продолжать удивлять и радовать зрителей.