В настоящее время идет формирование нового состава Общественной палаты Саратовской области. На вопросы ИА «СарИнформ» об итогах работы первого созыва и перспективах на будущее ответил председатель Общественной палаты Саратовской области Федор Григорьев.
- Сейчас завершилась работа первого созыва Общественной палаты Саратовской области. Как бы вы могли оценить деятельность этого института?
- Пятьдесят на пятьдесят. Половина постоянных комиссий работали интересно и продуктивно: по вопросам детства, материнства, по защите прав ребенка много проводилось мероприятий. Хорошие мероприятия проводились по Году учителя, борьбе с алкоголизацией и наркотизацией населения. Сказать, что все прошло успешно, – нельзя. Другая часть палаты просто числится в ее составе. Для некоторых само присутствие в Общественной палате – это удовлетворение честолюбия, самолюбия. Некоторые, напротив, приходят сюда, чтобы работать. Вы же знаете, это общественная работа - не за страх, а за совесть.
- Что удалось сделать из задуманного?
- Например, большой объем проделала комиссия по законности и правопорядку. Более 120 региональных законопроектов прошли экспертную оценку Общественной палаты. Практически ни один нормативный акт заксобрания не выходит без заключения комиссий и Совета палаты. Имеется влияние на законотворческий процесс. Напомню, в 2009 году палату наделили правом законодательной инициативы – это большой плюс и подспорье в нашей работе. Некоторые законопроекты, которые в прошлом году успели пройти через областную думу, были инициированы именно палатой.
Отмечу работу комиссии по ЖКХ. Видите, сколько у людей озлобленности против неудовлетворительной работы коммунальных служб, а комиссия работала очень продуктивно. В ее состав входят квалифицированные специалисты, которые знают эти проблемы не хуже, а может быть, лучше, чем нынешняя администрация Саратова. Например, Соколов Анатолий Иванович - многие годы был вице-мэром города, потом - вице-губернатором.
Еще отмечу работу комиссии по национальным отношениям. У нас напряженностей, каких-то «взрывов» националистических не наблюдается. Думаю, что это один из позитивных моментов в нашей работе.
- А что не получилось или, может быть, не успели сделать?
Хотелось бы активнее взаимодействовать со средствами массовой информации. Не могу не вспомнить акции против игорного бизнеса в городе. Мы провели несколько рейдов. Считаю, что определенный эффект был. Однако не вся работа членов Общественной палаты находила должное отражение в средствах массовой информации. Мы не увидели - ни одобрения, ни осуждения.
- Какое место, по вашему мнению, в гражданском обществе занимает общественная палата?
- Какое место? Посудите сами. Мы откликались на многие злободневные проблемы. Вспомните ситуацию по скверику, который около набережной. Мы его отстояли. И таких ситуаций много – мы, как могли, старались быть на стороне гражданского общества и отстаивали его интересы. Поэтому, несомненно, палата играет свою роль. Можно вспомнить и вопрос, связанный с корректировками, когда мы были вынуждены обращаться к жителям Саратова, чтобы они не платили. Да, это рискованная мера – будоражить общественность. Однако на такой шаг нас подтолкнула безответственное отношение к проблеме управляющих компаний и мэрии. Возможно, наше участие в решении проблем не всегда было эффективным и давало ощутимый результат, но палата вмешивалась и говорила свое слово. Диалог с властью есть, хотя, возможно, не такой масштабный, как хотелось бы.
- Каково место палаты в политическом процессе? Или она вне политики?
- Она не может быть полностью вне политики. Важно понять, что мы имеем в виду, когда говорим о политике. Вместе с тем мы не государственная организация, а институт гражданского общества, частью которого является само государство. Советская модель предполагала, что главным является государство, а общество оказывалось на задворках. Хотя само право, законы, указы, их содержание определяются прежде всего состоянием общества, состоянием культуры, взглядов, идеологии, ценностей, которые исповедуются в обществе. Общество надо понимать как систему политических и неполитических организаций, объединений и групп.
- Есть ли, на ваш взгляд, другие механизма формирования палаты?
- Пока он такой. Вы знаете, что в свое время Общественная палата была при губернаторе Аяцкове. Это не совсем правильно, потому что губернатор - это высшее должностное лицо в субъекте федерации – это фигура политическая, относящаяся к власти. Говоря о государстве в целом, мы имеем в виду прежде всего армию, полицию, тюрьмы, чиновничество. У палаты, напротив, нет властных полномочий, но влияние на власть, государство, отдельные его звенья - есть. В этом сложность и трудность взаимоотношений в политической системе.
-То есть любой гражданин с помощью палаты может влиять на власть?
- Может. Он может прийти и в Общественную палату, и в постоянную комиссию палаты, высказывать свое мнение, доказывать.
- В будущем вы видите работу палаты и ее комиссий более эффективной?
- Я думаю - да, поскольку в эти два года шло становление палаты. Не надо забывать, что до этого такого института в регионе вообще не было. Шли дебаты, упрекали друг друга, а когда не стало Общественной палаты, все с этим смирились. Потом наконец-то ее создали. Это был первый созыв не при губернаторе, а на основании закона Саратовской области, что само по себе является движением вперед. Изменились правовая основа и форма организации палаты. Она стала полноценным институтом гражданского общества в субъекте федерации.
- Какие процессы вы могли бы назвать модернизацией?
- Модернизация – происходит постоянно. Само внедрение многопартийности, плюрализма политической системы - это коренная модернизация, значительное изменение политической системы. Сейчас нет 6-й статьи Конституции, где предусматривалось господствующее положение КПСС, являвшейся ядром государственных и негосударственных организаций. Сейчас «Единая Россия» иногда говорит, что она является правящей партией. Но это не так, поскольку в Конституции отсутствует такое понятие. Сейчас многие политические партии заявляют о себе и влияют на общественное мнение – и это тоже процесс модернизации.
- Какие еще аспекты модернизации вы можете отметить?
- Новая рыночная экономика – это коренная модернизация. Сами принципы хозяйствования. Когда было такое, чтобы в гражданско-правовых отношениях человек выступал против Российской Федерации? Сейчас это нормально. Граждане выигрывают судебные процессы.
Изменение самой значимости судебной системы – это тоже модернизация. Она стала полноценной ветвью власти, такой же, как законодательная и исполнительная. Это важная трансформация. Это серьезное преобразование. Вспомните институт присяжных или какую роль сейчас играют арбитражные суды. Раньше проще было – решение горисполкома приняли – отдать, поделить, отобрать. Сейчас, иди - выигрывай процесс! Еще не известно, кто победит – гражданин или государство. Они выступают на равных в суде.
- Общественная палата укладывается в общую схему модернизации?
- Развитая демократия западных стран предполагает равенство сторон, огромную роль общественного мнения, социальную активность людей. В этих странах традиции складывались десятками лет. Граждане нашей страны не приучены быть активным субъектом рыночных отношений. Идет трудный и противоречивый процесс становления политической культуры, которая не вводится законами и указами. Она формируется традициями. Общественная палата – это росток гражданского общества. В этом ее значимость и важность. Раньше вообще никто не слышал о палате. Сейчас люди хотят участвовать в ее работе.