В Саратове произошло своего рода эпохальное событие. Депутат Саратовской областной думы Александр Ландо после более чем двух лет судебных тяжб доказал нанесенный ему моральный вред со стороны бизнесмена Леонида Фейтлихера и выиграл гражданский суд. Своими впечатлениями от выигранного процесса Александр Ландо поделился с «СаратовИнформом».
- Александр Соломонович, вы удовлетворены решением суда?
- Я испытываю определенное чувство удовлетворения, но и чувство усталости, с другой стороны. Находиться больше двух лет в моем положении – никому не пожелаешь. Но то, что в итоге мне удалось отстоять правду, – важно не только для меня лично, но и для всех политических деятелей, независимо от того, к какой партии они относятся.
Личная жизнь остается личной жизнью. Дни рождения, пребывание дома, на отдыхе - это все проявления личной жизни, и люди должны чувствовать себя спокойно, что их не сфотографируют из-за угла, а самое главное, что эти фотографии потом не появятся в газетах.
Совсем другое дело, если фото- или видеокорреспондент снимает заседание думы, а там политик спит или ковыряется в носу. Такие фотографии имеют право и даже должны появляться в прессе, так как заседание думы - общественное мероприятие, где политический деятель призван выполнять свои функции.
- Как объяснить то, что гражданский суд признал правоту ваших претензий к Леониду Фейтлитхеру, а уголовный – нет, несмотря на то что ситуация одна и та же?
- Есть административная ответственность за хулиганство, а есть уголовная. Существует рубеж, когда административная ответственность перерастает в уголовную, и хулиганство становится уголовно наказуемым деянием.
В ситуации с Фейтлихером точно также. Произошедшее подпадало только под административную ответственность. Что касается уголовного дела, то наш закон таков, что срок давности по нему уже истек, а оправдательный приговор отменить невозможно.
- Насколько я помню, сумма взыскания за нанесение морального вреда, которую предлагали вы, была выше?
- Да, и в уголовном, и в гражданском процессе сумма иска за моральный вред составляла два миллиона рублей. Суд постановил выплатить четыреста тысяч. Хотя и эта цифра является достаточно высокой, по сравнению с тем, какие решения по аналогичным делам принимались прежде.
- Как вы считаете, для Леонида Натановича эта ситуация послужит определенным уроком?
- То, что он не повторит вмешательства в чужую личную жизнь, я уверен. Иначе он будет считаться незаконопослушным, и мера ответственности для него станет более суровой. При повторении преступления Фейтлихер больше не сможет обойтись оправдательным приговором в уголовном суде.
- Ни секрет, что снимки, которые признаны вмешательством в вашу личную жизнь, все еще размещены на сайте компромат.ру. Вы собираетесь предпринять какие-то усилия, чтобы они оттуда были удалены?
- Этот сайт очень хитро зарегистрирован – в Соединенных Штатах Америки. Но я думаю, что со временем решу эту проблему.