Главный редактор журнала «Искусство кино», социолог и кинокритик, член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, секретарь Союза кинематографистов России Даниил Дондурей о современном российском телевидении, «рейтингах» и «долях», форматировании реальности и опасности рейтингового мышления для отечественной культуры.

Тема вашего выступления перед журналистами из российских регионов в рамках «Клуба региональной журналистики» обозначена как «Рейтинг как инструмент конструирования реальности». Рейтинги действительно влияют на нашу жизнь?

Достаточно давно я занимаюсь междисциплинарными исследованиями в области кино- и телевизионной культуры. Придя на встречу, я забыл захватить свои записи. Это потому что мыслями находился весь в борьбе, в разбирательствах с Михалковым (конфликт в Союзе кинематографистов России - СИ). Кстати, вся эта история – чудесная тема для делания рейтингов.

Где сегодня говорится о ТВ, там постоянно употребляется слово «рейтинг» в десятках его различных толкований. Употребляется оно в сотни раз чаще, чем слово «культура». В журналистике естественный принцип оценки – вкус. Кроме личных пристрастий и вкусовых предпочтений нет других возможностей оценивать итоги журналистского труда. Рейтинги - всеми принятая сегодня универсальная система оценки того же телевидения, других нет.

При этом нет исследований о том, какие идеи предоставляются сегодня обществу, как форматируется реальность. «Действительность никогда не подается «сырой», она всегда «вареная»», т.е. всегда интерпретированная тем, кто ее преподносит. Не так давно появилось и понятие «формат», которое также на телевидении не осознано четко, контент-анализы на эту тему не проводились, телевизионная аналитика этим не занималась. И ведь все понимают, что национальное телевидение сегодня не менее важно, чем функционирование экономики и государственная безопасность.

Насколько сильно влияет телевидение на нашу жизнь сегодня?

За примерами непосредственного воздействия телевидения на наше общество далеко ходить не надо. Полтора года назад в августе 2007 года по опросам социологов от 10 до 14 % россиян негативно относились к Грузии, и эта страна занимала четвертое место в рейтинге самых нелюбимых нами государств. Лидировали в этом рейтинге страны Прибалтики и, конечно, США. Осенью 2007 года в Тбилиси были арестованы российские офицеры и через пять дней высланы из страны. Весь процесс дипломатического скандала подробно освещали на ТВ. По опросам ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центра, проведенным через день после этого в 140 городах России, негативно к Грузии стали относиться от 35 до 44% населения. После войны 2008 года эти цифры снова серьезно изменились. Такое форматирование общественных настроений происходит во всем, в том числе в теме экономического кризиса. Что-то табуируется, что-то, наоборот, выставляется на первый план. Вспомните, какое количество эфирного времени ушло на освещение газового скандала, десятки информационных сюжетов ежедневно.

При этом если достаточно легко найти большое количество независимых специалистов, занимающихся анализом экономики, то людей, занимающихся сегодня анализом нашего телевидения, я сам не смогу назвать более десятка. Практически нет аналитиков, не зависимых от самого телевидения. Они не могут сомневаться в правильности рейтингов, занимаются интерпретацией, а не анализом. Почему Путин и Медведев не появляются больше на первом месте в новостных выпусках? К чему привело появление в новостях слова «кризис» по отношению к нашей экономике только 15 ноября, хотя весь мир заговорил об этом 20 августа? Нет анализа.

Что такое телевизионный рейтинг?

Рейтинг – фиксация факта включения телевизионной «кнопки», и считается он в процентах от всей зрителеспособной аудитории страны. По этим замерам выясняется, что сегодня, например, 90-93% аудитории смотрит телевидение не менее 5 дней в неделю, т.е. хотя бы раз в день включает телевизор, и так не менее 5 дней в неделю. Суточная аудитория всех каналов в стране составляет от 95 до 102 млн человек. Никакой другой вид деятельности не сопоставим с просмотром телевизора. В среднем 3 часа 58 минут в сутки это занимает в ежедневном режиме. С учетом всех праздников, отпусков и выходных люди не ходят на работу почти 120 дней в году. А ТВ смотрят каждый день. На 20-35% больше проводят дети времени перед телевизором по сравнению с временем пребывания в школе.

Есть еще понятие «доли» - это количество включенных ТВ на той или иной «кнопке» в одно время. Кстати, замеры рейтингов и долей ведутся только в городах с населением более 100 тысяч человек. Таких городов у нас 163, а измерения проходят в 33 и них.

Часто получается так, что программы имеют рейтинг крайне низкий, при этом - огромную долю. Как раз по доле внимания аудитории выясняется, что люди пытаясь вырваться из тисков рейтинга, тоскуют по аналитическим, независимым программам, по некоммерческим, но высокохудожественным лентам. И каналы ставят такие программы по ночам, когда рейтинги не важны.

Продается именно то время, которое имеет высокий рейтинг, в зависимости от рейтинговой стоимости и расцениваются показы. 4,5 млрд долларов составил рынок телерекламы в 2008 году.

Первый и Второй канал (канал «Россия») занимают 40 % эфира в стране, НТВ – около14-15%. Конечно, часть аудитории первой и второй кнопке «дарит» техническая возможность, а точнее, невозможность приема людьми других каналов. В целом в РФ в четырех домовладениях из десяти принимается всего 2-3 телеканала, в двух домовладениях из десяти – до 5-6 каналов, в оставшихся четырех домовладениях - более 10 каналов. Между прочим, чемпионом по количеству каналов на душу населения является город Уфа благодаря развитым там системам кабельного телевидения.

Вы считаете, что рейтинги необъективны?

Да, они обманывают. Первое. По сегодняшней методике подсчетов получается, что включенный телевизор приравнивается к смотрящему зрителю. Но это совсем не так. Телевизор смотрят по-разному: не отрываясь, делая в это время что-то еще, есть фоновый просмотр, когда человек практически не обращает внимания на происходящее на экране. Вообще, включение телевизора - это зачастую не стремление что-то там увидеть, а лишь привычка. По существующему исследованию, в 57 случаев из 100 человек, входя в дом, следом за светом включает телевизор. Это новое для нас явление, появившееся после 90-х годов в период возникновения телевидения, финансирующегося от рекламы. Включение телевизора - это доказательство, что ты в системе, ты жив, надежен, ты часть государства и т.д., - люди обычно не рефлексируют на эту тему. Включил телевизор – подключился к жизни, как сейчас происходит и с интернетом.

Существуют американские исследования, доказавшие существование нового вида деятельности и способа просмотра ТВ – заппинг. Это быстрое переключение с канала на канал с пульта ДУ. Согласно полученным данным, по степени популярности заппинг уступает только фильмам и сериалам и занимает от 15 до 20% всего времени телесмотрения. Само по себе это значит очень много – формирование клипового сознания и т.д. В США у каждого человека в среднем в наличии 116 тв-каналов, притом что смотрит он постоянно, как правило, не более 9. В Москве такая же ситуация сложится, ориентировочно, к 2014 году.

Второе. При подсчете рейтингов не учитывается, что не в каждом доме количество телевизоров равно количеству телезрителей. Средняя семья у нас 3,2 человека, а телевизоров у нее, как правило, один или два, редко три. Значит, еще и на этом этапе происходят ограничения в просмотре тех или иных каналов и программ.

Третье. Совершенно не фиксируется отношение зрителя к тому, что он видит. Опросы показывают, что одна из самых распространенных формулировок оценки ТВ-продукта – «не нравится, но смотрю с удовольствием». Каналам собственно все равно, как люди относятся к показу, главное, чтобы смотрели.

Четвертое. При подсчетах рейтингов не учитывается качество продукта. Константин Эрнст поздравил Дмитрия Диброва с тем, что он, вернувшись в программу «Кто хочет стать миллионером», превзошел по рейтингу программы, выходившее ранее с Максимом Галкиным. Качество продукта при этом не оценивается никак. Все эти ледовые шоу на разных каналах изначально не заинтересованы в зрителях, в реальных людях, поэтому и ставятся в одно время, а не в разное. Руководство каналов интересуют деньги, оценивается время и рейтинг, надо опередить в этом конкурентов. Так количественная оценка перерастает в качественную. Над этим работают службы программирования и контрпрограммирования на каждом канале.

Как же оценивается содержание сегодняшнего российского ТВ?

Окончание следует

Поделиться новостью: