Среди всех праздников, на которые так богат наш календарь, Новый год занимает особое место. Вне всякого сомнения, это самый любимый в народе праздник. Это время подведения итогов и построения планов на будущее. Под звуки петард и сполохи салютов за праздничными столом мы поднимаем бокалы и загадываем желания. И самое важное, что они сбываются. Предновогодняя пора – это время ожидания чуда. Взрослые, в отличие от детей, обычно не верят в сказки. Слишком непростая бывает окружающая нас реальность. И тем не менее сплошь рядом слышишь: «Скорее бы закончился этот високосный год. Ужо в Год Быка все будет по-другому». Мифологическая память поколений дала нам знание, твердую уверенность, что за каждой темной полосой следует светлая. И мы верим в этот закон мироздания, не пытаясь найти ему какие-то логические объяснения. В предновогоднюю пору о настоящем и будущем Саратова нам рассказал глава администрации города Вячеслав Леонидович Сомов.

- Вячеслав Леонидович, каким был для вас уходящий год?

- Вы знаете, несмотря ни на что, он был важным и знаковым в моей жизни. 16 мая я возглавил администрацию города, получив в наследство целый ворох застарелых городских проблем. Первые месяцы покидал мэрию только, чтобы поспать. Чем только не приходилось заниматься. При прежних градоначальниках вся структура управления городом замыкалась исключительно на главу администрации. Я должен был заниматься всем сразу и в режиме пожарного. Сейчас часть функций выполняют мои замы. Постепенно складывается система делегирования полномочий и ответственности. Но весь этот путь надо было пройти. Пройти через замену людей, где-то через ломку. Пройти под градом критики за нерешенные, а во многих случаях за неразрешимые сиюминутно проблемы.

- Вы сказали, что вам приходилось работать в режиме пожарного. У пожарных ведь есть своя шкала сложностей пожара. Одно дело, когда горит сарай или машина, другое - когда многоквартирный дом. С чем можно сравнить пожар в Саратове?

- С пожаром на территории большого промышленного объекта. Примерно как нефтеперегонный завод. Представьте, что горит территория, но до резервуаров с топливом огонь еще не добрался. Он только на подступах к ним. Задача отряда локализовать очаги возгорания и потушить один за другим, не допустив трагедии. Этим мы сейчас и занимаемся в городе. Вычленяем проблемы, бросаем на них все силы, локализуем и, по возможности, ликвидируем. Процесс этот непростой, но системный. Тушить очаги надо так, чтобы исключить возможность последующего возгорания. За примером не надо далеко ходить, вспомните, как город входил в отопительный сезон. Потом, когда все котельные заработали, включая бывшие на балансе обанкротившегося «Теплоэнергоресурса», в домах и школах стало тепло, в газетах кто-то написал, что особой заслуги города в том, что область вошла в пятерку регионов, лучше других подготовившихся к отопительному сезону, нет. Так и получается: есть реальная работа, которая дает свои результаты, а есть пиар – бессмысленный и беспощадный.

- Действительно определенные СМИ, которых, кстати, не очень-то и много, освещают деятельность мэрии в негативном ключе. Как журналист, я отлично знаю, что любой факт можно подать как с негативной, так и с позитивной стороны. Как вы считаете, с чем связаны нападки на вас?

- Мне просто некогда думать на эти темы. Да, служба анализа и информации приносит мне результаты мониторинга СМИ, и там прослеживаются определенные закономерности, в том числе в негативном освещении мэрии. Я это все вижу. Но одно могу сказать: в пиарные войны меня втянуть не удастся. Заказчикам подобных действий могу посоветовать одно: направьте свою энергию и ресурсы в мирное русло. Пользы для города будет гораздо больше. Вот подумайте: происходит странная вещь: все депутаты, предприниматели, независимо от партийной принадлежности, обязательно думают о городе. В предвыборных программах у всех написано, что надо улучшить, построить, навести порядок, организовать и еще ряд подобных глаголов используется. А потом наступает период работы, и кто-то делает дело, а кто-то начинает вставлять палки в колеса, набирая очки на негативе. Путь критики, он ведь самый простой. Газеты, телевидение - великая сила – только употребить ее можно во благо, а можно во зло.

- А поконкретнее. Какой-то пример, чем газеты или телевидение могут помочь городу?

- Примеров много. Взять ту же ситуацию с мусором. Несанкционированные свалки, бумажки на улицах, пустые бутылки - они ведь не сотрудниками комитета по ЖКХ создаются и разбрасываются, и не мною. Все это дело рук горожан. Стало обыденным, выходя из автобуса, кидать билет на пол, а не нести его до ближайшей урны. То же самое с бутылками, со свалками в частном секторе. Мусор на улицах – дело рук каждого из нас. Я могу заставить и заставляю глав районов начинать день с объезда контейнерных площадок. Сам устраиваю такие объезды, но надо понять, что чисто не там где убирают, а там, где не мусорят. И здесь СМИ могут и должны, если журналисты действительно любят свой город, помочь ему. Что-то я не помню телевизионных сюжетов, в жанре журналистского расследования, где кто-нибудь брал бы за руку человека, мусорящего на улице. Нет, проще зафиксировать факт уже существующей свалки и подвергнуть критике главу района, у которого на благоустройство в бюджете заложено весьма ограниченное количество денег. Или долги управляющих компаний поставщикам теплоэнергоресурсов. Бесспорно, проблема для города. Большая часть такого долга – это деньги неплательщиков. Почему бы не писать про злостных неплательщиков, от которых страдают добропорядочные горожане, когда для целых кварталов из-за долгов ограниченного круга непорядочных граждан снижают подачу теплоносителя. А теперь представьте ситуацию, в которой газеты и телеканалы с завидным постоянством напоминали бы гражданам о том, что мусорить - это плохо, что за тепло, свет и воду надо регулярно платить, в противном случае будут страдать ни в чем не повинные люди. Представьте город, в котором бы мусорить стало бы просто не модно. Сила СМИ очевидна. Одна из топливных компаний построила свою рекламу на вежливости водителей. В рекламных сюжетах водители пропускали друг друга, а пропустившего благодарили разовым миганием аварийки. Вы посмотрите сейчас на улицы. Я не говорю, что все у нас на дорогах стали вежливыми, но мигание аварийкой становится нормальной формой благодарности, а со второстепенной улицы гораздо легче стало вклиниваться в поток. Ну, это же здорово, когда в результате рекламной кампании частного предприятия люди в городе стали чуточку добрее и вежливее.

- Кстати о дорогах… Машин с каждым годом все больше. Усть-Курдюмское направление вообще каждое утро забито. Что будет с городом в будущем? Будем ли мы ездить на машинах или самая быстрая форма передвижения станет пешеходная?

- Вот с Юбилейного и начнем. В начале декабря мы проводили широкомасштабное исследование транспортных потоков. Усть-Курдюмское направление в техническом задании было в качестве приоритетного. Действительно, и наши, и привлеченные специалисты из Санкт-Петербурга говорят о том, что Усть-Курдюмское шоссе работает на пределе возможностей. Самое тяжелое время – утренний пик, с 7.00 до 9.00. В эти часы более 8000 тысяч жителей поселков, расположенных на Усть-Курдюмской трассе, устремляются в деловую часть города. Причем, что характерно, мы получили данные о изменении зон тяготения пассажиров. Сейчас наиболее притягательной является деловая часть города. Корреспонденций между периферийными районами – Ленинским и Заводским стало меньше. Ситуация с пос. Юбилейным усложняется тем, что весь поток проходит через узкое «горло» огибающее аэропорт. Именно там, в районе поста ГИБДД и образуются пробки. Исследовательская группа свои предложения выдала. Среди них есть как в достаточной степени простые – перенастройка светофоров, изменение разметки, так и достаточно сложные, связанные с масштабными строительными и дорожными работами и требующие проведения дополнительного проектирования. На следующий год уже запланировано строительство путепровода через Алексеевский овраг, строительства кольца у строительного рынка. Дополнительно будем что-то решать с ситуацией, возникающей у поста ГИБДД, – перекресток Усть-Курдюмского шоссе и улицы Соколовогорской. Там также есть несколько вариантов, как упорядочить движение.

- А как быть пассажирам общественного транспорта, следующего из Юбилейного? Что-то будет предприниматься в этом направлении?

- Вы знаете, у нас в этом направлении сейчас работают девять автобусных маршрутов. Большой автобус стоит на маршруте 2Д, он ходит через центр в Заводской район, на остальных работают микроавтобусы и автобусы малой вместимости. По техническим причинам приостанавливалась работа 8 маршрута. К нам даже поступали жалобы на его отмену. Хочу успокоить жителей этого направления – маршрут будет работать и дальше. Провозная способность существующей автобусной сети на направлении составляет 3050 человек в час. По проведенным замерам, маршрутная сеть работает на пределе своих возможностей, поскольку в самый тяжелый час, а это с 7.00 до 8.00. У нас в этом направлении на автобусах проезжает до 3300 пассажиров. Сейчас «Транспортное управление» прорабатывает варианты частичной замены «Газелей» на отдельных маршрутах на автобусы малой вместимости. Вместе с восстановлением 8 маршрута мы рассчитываем, что нагрузка на транспортную сеть в пиковый период будет соответствовать ее возможностям. Что касается пробок на направлении, то основная часть маршруток спускается с горы по выделенной линии по ул. Мясницкая. Я сам на микроавтобусе мэрии со специалистами дорожниками проехал по маршруту от разворотного кольца пос. Юбилейный до центра города. Весь маршрут занял у нас 20 минут. Примерно столько же времени уходит на то, чтобы на частном автомобиле доехать до центра города по ул. Симбирская.

- И чтобы завершить транспортный разговор… Зима пришла. Раньше этот момент всегда для городских служб наступал неожиданно. А как сейчас?

- А сейчас по плану. Готовность техники к зиме я начал проверять еще в сентябре. Конечно, у нас не столько снегоуборочных машин, сколько положено такому городу, как Саратов. Как говорится, одежка по доходам. Но те машины, которые есть, – к зиме готовы. Прописаны планы взаимодействия всех служб на случай больших снегопадов – от синоптиков до подрядчиков. Основная работа спланирована на ночное время, когда город спит. Районы, по внутриквартальным улицам, заключают договора сами. Кстати, пользуясь случаем, хочу посоветовать управляющим компаниям, которые отвечают за чистоту придомовых территорий: своевременно заключайте прямые договора с организациями, имеющими специальную технику. В ваши обязанности входит содержать в чистоте дворы и очищать их от снега. Что касается магистральных улиц – обращаюсь к частникам: соблюдайте правила парковки. Неправильно припаркованные автомобили зимой не позволяют спецтехнике работать по очистке снега. Машины нарушителей будем увозить эвакуаторами. Давайте уважать друг друга. Дорожникам тогда будет легче убирать город, а у водителей не будет повода для обид.

- Скажите, у вас есть союзники? Почему в ответ на критику вы, как это сейчас принято говорить, не переводите стрелки и не направляете народный гнев на кого-то другого? Это же удобно!

- Позиция главы исполнительной власти уровня муниципалитета от позиций представителей какой-либо другой ветви власти отличается коренным образом. За работу городских служб отвечаю я, и поэтому с меня спрос. Так получается, что депутаты работают в своих округах и ставят перед нами вопросы и проблемы, которые, в свою очередь, поднимают люди. На заседаниях городской думы основные вопросы, которые задается мне депутатами от оппозиции, – почему это, почему то? Потом возможны вариации. Почему на улице такой-то несанкционированная свалка? Почему жители дома №8 по улице такой-то до сих пор сидят без тепла? Почему в городе не хватает снегоуборочных машин? И так далее. Позиция беспроигрышная. Почему вы не дали денег такой-то школе на ремонт спортивного зала? Но ведь всегда, в условиях ограниченного финансирования, для того чтобы кому-то дать, надо у кого-то взять. Добавить школам – значит, забрать у дорожников или у больниц. Купить дополнительную квартиру нуждающимся – значит снять этот миллион с другой расходной статьи, скажем, с благоустройства. А после утверждения бюджета он приобретает статус закона, и я уже не могу своей властью перебрасывать деньги с одной расходной статьи на другую. Позиция любого главы муниципалитета по определению более подвержена критике, чем позиция кого-либо другого. Да и потом, перевод стрелок, как вы говорите, - не выход и не решение проблем.

Что касается союзников, то они у меня, конечно, есть. В первую очередь – это соратники по партии «Единая Россия». По сути, члены партии – это те единомышленники, которые помогают, и не просто помогают, а непосредственно участвуют в каждодневной работе. В Саратове идет несколько проектов партии. Проектов, которые партия ведет совместно с муниципалитетом. Это восстановление и строительство новых детских садов. Строительство спортивных залов и оздоровительных центров. Это ремонт и восстановление стадионов. Благодаря депутатам-единороссам в Государственной думе и лично Вячеславу Викторовичу Володину Саратов получает дополнительные деньги по федеральным программам. И это очень здорово, когда наши земляки не забывают свой родной город и работают с ним в постоянной и тесной связке.

- В этом году город, как-то незаметно, без надрыва и очень по-домашнему подготовился к празднованию Нового года. Вечером на площади гирляндами огней переливается, радует горожан красавица елка. Гирлянды на елках по периметру площади, украшены магазины и фасады домов. Город приобрел праздничный нарядный вид. А что еще ожидать горожанам от новогодних праздников? Какие сюрпризы приготовила мэрия своим горожанам?

- Спасибо за теплые слова про город. Вообще хочу заметить, что в этом году специалистами из городской и районных администраций для саратовцев в период зимних праздников подготовлена весьма разнообразная развлекательная программа. В новогодние и рождественские праздники на территории Саратова запланировано более 250 мероприятий. Городской комитет по образованию проведет более 1 500 мероприятий с участием детей и молодежи. В частности, с 25 по 30 декабря будет работать выставка декоративно-прикладного творчества «Подарок для Деда Мороза», с 25 декабря 2008 г. по 07 января 2009 г. в МОУДОД «ДТДиМ» пройдут представления «Новогодние фантазии». Всего в ходе организации зимнего отдыха, проведения новогодних и рождественских мероприятий планируется «охватить», пусть простят меня горожане за казенный жаргон, около 60 тыс. детей и подростков. Дети из малообеспеченных неполных, многодетных и опекунских семей смогут принять участие в городской елке, которая пройдет в Саратовском государственном цирке им. братьев Никитиных, а также в новогодних елках во Дворце творчества детей и молодежи, в Саратовском театре кукол «Теремок».

Праздничные мероприятия пройдут и во всех районах Саратова, более подробно их расписание можно узнать в районных администрациях или на официальном сайте городской администрации. Ну и, конечно же, всех саратовцев ждет красочное и развлекательное шоу в новогоднюю ночь на Театральной площади.

- Что можете пожелать городу и горожанам в эту новогоднюю пору?

- Счастья и удачи! За каждой темной полосой следует светлая. У Саратова она впереди. Жителям я желаю здоровья и больше радости. Пускай в домах всегда будет достаток. Пускай не болеют дети и близкие. Пускай желания, загаданные за новогодним столом, обязательно сбудутся. Пускай радость и веселье станут постоянными вашими спутниками.

С Новым годом!

Поделиться новостью: