Многие квартиры по Степной, 61 оборудованы индивидуальными приборами учета тепла. То есть плата за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов в каждой квартире. Также в платежах учитываются данные с общедомового счетчика. Но такая схема действует только в том случае, если поставщик тепла принял общедомовой прибор на коммерческий учет – то есть подтвердил, что тот находится в исправном состоянии. В ситуации с указанным домом все оказалось не так просто.
Вопросы к начислениям у жильцов возникли еще осенью 2024 года, сразу после старта отопительного сезона. По словам жителя дома Евгения Есина, в октябре собственники получили платежки, в которых отопление рассчитывалось не по индивидуальным счетчикам, а по среднемесячному потреблению – исходя из данных прошлого отопсезона.
Удивленные собственники обратились в компанию «Ломоносовъ», которая управляет домом с лета 2024 года. Там от проблемы открестились, переложив всю ответственность на поставщика тепла – компанию «Энергоресурс». Как выяснилось, общедомовой счетчик не стоит на коммерческом учете.
В ситуации со Степной, 61 так и произошло: январские и февральские платежи были рассчитаны по нормативному потреблению. По словам Есина, суммы оказались «космическими». Например, за трехкомнатную квартиру предлагалось платить 9,5 тысячи рублей – в такую цену оценили услугу чиновники. Некоторые жители, надеясь на перерасчет, решили принципиально не оплачивать тепло – и в итоге накопили долги.
В беседе с «СарИнформом» генеральный директор УК «Ломоносовъ» Тимофей Пухов выразил мнение, что в 2024-м общедомовой счетчик и вовсе не надо было ставить на коммерческий учет. Якобы это допустимо, поскольку прибор ранее уже был на учете, а значит должен был оставаться на нем. При этом, по словам Пухова, «Энергоресурс» на приемку все-таки позвали перед отопсезоном.
Он продемонстрировал корреспонденту «СарИнформа» письма в адрес «Энергоресурса», в которых УК действительно просит принять прибор на учет. Только датированы они 24 октября и 11 ноября, тогда как отопсезон в Энгельсском районе начался в середине октября.
Мы также обратились за комментарием в «Энергоресурс». Там заверили, что общедомовой счетчик необходимо ставить на коммерческий учет перед каждым отопсезоном – он не может быть на учете вечно. Притом обязанность вовремя провести эту процедуру лежит исключительно на управляющей компании. Свою позицию энергетики подкрепили отсылкой на пункт 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034.
Получив письмо от «Ломоносовъ», специалисты «Энергоресурса» запросили показания прибора. Увидев их, энергетики заметили, что в некоторые дни разница «входа» и «выхода» превышала 100% (!) – при допустимых 4%. Уже этого было достаточно, чтобы отказать в постановке счетчика на учет. Хотя даже запрос показаний в данном случае – это, скорее, необходимая формальность. На приборе был установлен модем «Энергоресурса», при помощи которого энергетики удаленно снимали данные – в нормальной ситуации, эти данные должны совпадать с теми, что предоставляет УК.
Проблема разрешилась только 27 декабря: «Ломоносовъ» предоставил показания счетчика с погрешностью менее 4%. После этого «Энергоресурс» принял его на учет. На тот момент прибор посчитали исправным, однако это не было гарантией, что счетчик будет работать нормально в дальнейшем
Январь жители Степной, 61 прожили с исправным – как предполагалось – общедомовым счетчиком. Когда в феврале пришло время выставлять платежи, «Ломоносовъ» направил данные с прибора поставщику. Но почему-то не за весь месяц, а лишь за 21 день – с 27 декабря по 16 января.
«Энергоресурс» потребовал исправить недочет. Когда сотрудникам компании поступила ведомость за нужный период, они сверили данные с показаниями, которые получили с помощью модема на счетчике. И уже тут цифры разошлись: ведомость поставщика показала, что прибор уже с 29 декабря работал с недопустимой погрешностью более 4%.
В «Ломоносовъ» признавали, что превышение действительно было, но оправдывались: счетчик работал некорректно всего 9 дней. А этот срок по закону допустим, и показания все равно можно рассчитывать по нему. А вот если бы срок был более 15 суток, тогда уже можно было бы применять норматив – такова позиция Пухова. Поставщик же возражает – прибор показывал превышение погрешности дольше допустимых 15 суток. Свои слова в «Энергоресурсе» подтверждают данными, полученными при помощи модема.
Как случилось так, что цифры у УК и поставщика отличаются, – непонятно. Но спор можно было бы разрешить простым путем: физически попасть в подвал дома, где установлен счетчик, и получить данные с электронного архива, который на нем хранится.
«Энергоресурс» запросил такую проверку, и в управляющей компании сначала даже согласились. Но потом в «Ломоносовъ» вдруг заявили, что в назначенный день устроить осмотр невозможно. И только после официального запроса от энергетиков УК все-таки пустила их в помещение 18 февраля. Когда энергетики наконец получили доступ к общедомовому прибору, выяснилось, что… весь архив счетчика был удален! В «Энергоресурсе» признались, что это первый подобный случай в их практике.
Тимофей Пухов, кадр из новостного сюжета ГТРК
Гендиректор УК Тимофей Пухов заявил, что не знает, как такое могло произойти. Прибор находится в закрытом на замок подвале, доступ к нему имеют лишь сотрудники управляющей компании. Но сам факт удаления архива автоматически делает прибор недействительным – данные с него уже никак не получить. После осмотра сотрудники «Ломоносовъ» сняли счетчик и отправили его на завод-изготовитель – для экспертизы и ремонта.
Поскольку счетчик был явно неисправен и данные с него за любой (!) период нельзя было использовать, «Энергоресурс» снял его с коммерческого учета задним числом – 28 декабря. Начиная с этой даты, жильцам начали начислять оплату за тепло по нормативу.
В то же время жители, с которым пообщался «СарИнформ» заявляют, что управляющая компания убеждала их в собственной правоте и в том, что счетчик на момент начала отопсезона был исправен.
Недавно одна из жительниц дома обратилась в Энгельсский районный суд с иском к «Энергоресурсу». По некоторым данным, ее интересы представлял юрист компании «Ломоносовъ». По словам Тимофея Пухова, требование простое: «принять счетчик к учету изначально». То есть формально сделать так, чтобы весь отопсезон считался по показаниям.
«Погрешности на тот момент (на начало отопсезона – ред.) вообще не было никакой. Там все идеально», - считает директор УК, заметив, что поверка прибора действительная как минимум до лета 2025 года.
Правда, теперь непонятно, как доказать отсутствие погрешности – архив-то был стерт.
Тем временем, общедомового счетчика у жителей Степной, 61 до сих пор нет. И жителям по-прежнему выставляют счета по нормативу.
Как признался житель дома Евгений Есин, собственники помещений думают о подаче совместного иска к УК «Ломоносовъ».