Олег ТРУШКИН
Саратовская область начала активно развивать сферу логистики – хранения и доставки товаров. Недавно на въезде в Саратов был построен складской комплекс маркетплейса Ozon, одного из лидеров рынка интернет-торговли. Вскоре рядом вырастет аналогичный объект его ближайшего конкурента – маркетплейса Wildberries. Инвестиции по каждому проекту оцениваются в миллиарды рублей. Кроме того, о планах построить центр хранения заявила строительная группа компаний «Метрикс Девелопмент» из Краснодара.
«СарИнформ» решил разобраться, чем наш регион привлекает инвесторов, а также какую пользу проекты принесут Саратовской области. Об этом мы пообщались с министром инвестиционной политики Александром Марченко.
Раньше, буквально 7-10 лет назад, серьезные инвестпроекты в сфере логистики не обсуждались ни властями Саратовской области, ни представителями бизнеса. Такой вопрос, казалось бы, просто не стоял на повестке дня. Это, как и многое в нашей жизни, изменила пандемия коронавируса.
Логистика вместе с остальными сферами столкнулась с титаническими сложностями. Однако вместе с вызовами игроки отрасли получили и точки роста. В период коронавирусных (само)ограничений для потребителей внутри России резко возросло значение быстрой доставки товаров и продуктов, а приложения маркетплейсов и сервисов доставки еды стали любимыми «помощниками» для многих россиян, от которых они больше не смогут отказаться.
«Если мы говорим об интернет-торговле, то мы помним, что в период ковида произошел огромнейший рост этого бизнеса. Компании, которые сейчас являются лидерами рынка, – Ozon, Wildberries – как раз стрельнули в это время. Начиная с 2020 года началось активное развитие маркетплейсов в целом и их логистических комплексов в регионах.
Кроме того, последние три года мы достаточно активно начали рассказывать о регионе, общаться с представителями крупных логистических, торговых компаний, говорить о том, что нам интересны проекты в этой сфере», – отмечает Александр Марченко.
Сейчас власти Саратовской области активно работают с инвесторами, которые строят и хотят построить объекты класса А. Это не только непосредственно логистические, торговые компании, но и сторонние инвесторы, заинтересованные в аренде и продаже комплексов.
В России действует международная классификация консалтингового агентства Knight Frank, разработанная в 2004 году. Она предполагает разделение складов на четыре класса качества: от D (низшего) до А (высшего).
Чтобы комплекс соответствовал классу А, должны выполняться условия по строительным параметрам и оснащению. Это здание с высокими потолками, большой площадью, нормальной вентиляцией, наличием постоянной температуры и другими условиями для работы и хранения разных товаров, в том числе дорогостоящих.
Класс D предполагает, что склад размещается в абсолютно любом помещении: в подвале или в промышленном ангаре. К таким объектам предъявляют минимальное количество требований.
«В Саратове есть большой дефицит хороших складских помещений: не каких-то там полуразрушенных гаражей и складов из восьмидесятых годов, а именно современных комплексов», – признает Марченко.
Сейчас в инвестиционном портфеле Саратовской области есть три крупных проекта. Уже построен комплекс маркетплейса Ozon на Московском шоссе площадью более 100 тысяч квадратных метров. Сейчас там устанавливают роботизированную линию для доставки и хранения товаров. В 2023 году сумма инвестиций оценивалась в 8 миллиардов рублей. Там трудоустроят более 2 тысяч человек.
До конца 2025 года там же – на Московском шоссе – должна быть построена первая очередь комплекса маркетплейса Wildberries, то есть 80 тысяч «квадратов» из 200 тысяч, рассказал Марченко. В 2022 году сумму инвестиций также оценивали в 8 миллиардов, однако к декабрю 2023-го она возросла до 12,5 миллиарда. Увеличилось и количество прогнозируемых рабочих мест – с 5 до 10 тысяч.
Третий объект, который должен появиться в 2026 году, будет возводить краснодарская группа «Метрикс Девелопмент». Площадь будущего комплекса – порядка 120 тысяч квадратных метров. Согласно оценке на июнь 2024 года, инвестор вложит 12 миллиардов и создаст 5 тысяч рабочих мест. Изначально предполагалось, что в складе разместится «Сберлогистика» (компания в экосистеме «Сбербанка»), но площадями будут пользоваться сетевые компании.
На сопровождении в министерстве инвестиционной политики есть куда более скромные, но не менее важные проекты. Например, компания «Интэк» построила склад для сети магазинов «Чижик», компания «Трейд-Инвест» возводит объект для хранения сельхозпродуктов недалеко от села Усть-Курдюм, а на Московском шоссе строят склад «дверной» компании Torex.
Развитие логистики стало актуальным для российской экономики не только после снятия ограничений по коронавирусу, но и в связи с введением западных санкций. Многие зарубежные производственные и торговые компании ушли из России, а их нишу заняли отечественные игроки, которым нужны и площади для хранения, и цепочки сбыта.
«Сфера логистики будет развиваться семимильными шагами. К тому же, мы видим, как для себя стратегии ставят те же Wildberries и Ozon. Они продают все: даже автомобили и запчасти к ним. А Wildberries даже выходит на зарубежные рынки. Логистические компании развиваются в общемировом масштабе. Я предполагаю, что это повлечет за собой развитие транспорта», – добавляет министр.
Не только Саратовская область заинтересована в логистических инвестпроектах, но и логистические компании заинтересованы в ней. Это связано и с неплохим развитием федеральных трасс, железнодорожной сети, и в целом с успешным географическим расположением на пересечении транспортных путей с севера на юг и с запада на восток. Благодаря этому те же маркетплейсы смогут за счет саратовских складов покрывать несколько регионов. Так, например, комплекс Ozon будет обслуживать клиентов в Москве, Самаре, Пензе, Саранске и Волгограде.
Если судить по комментариям в соцсетях, в представлении многих людей укоренилось убеждение: склад – пусть даже очень большой – не принесет региону и жителям столько пользы, как, например, новый завод. Однако власти заверяют, что это не так. Логистика – важная сфера для нормального функционирования современной экономики, она требует больших вложений и дает большой эффект.
«Представьте, по крупнейшим проектам для маркетплейсов мы ожидаем порядка 8-10 тысяч рабочих мест. У маркетплейсов такая позиция: набор местных жителей. Зарплата у них будет выше, чем во многих отраслях. Получается, что доходов только от НДФЛ мы получим порядка миллиарда рублей в год. По налогу на имущество – тоже больше миллиарда», – предполагает глава мининвеста.
По его оценке, зарплаты для работников складов маркетплейсов будут составлять по меньшей мере 80-90 тысяч рублей в месяц. Такой доход, уверены в правительстве Саратовской области, сможет привлечь не только жителей региона, но и наших соседей. Это должно помочь экономике региона в условиях официальной минимальной безработицы и декларируемого кадрового голода. Более того, планируется, что на Московском шоссе возведут небольшой городок из общежитий и хостелов, где будут селиться работники комплексов. Сейчас для этого проекта ищут инвестора.
Есть и более прозаичный положительный эффект: снизится так называемое «плечо доставки». Местные поставщики смогут отправлять товары на местный же склад, а покупатели из Саратовской области смогут получать заказы раньше.
Марченко заверяет, что власти Саратовской области постоянно находятся в контакте с инвесторами и сопровождают их на разных уровнях: от помощи в поиске земли и согласования документов до решения проблем на стройплощадке и подключения воды. Ранее уже озвучивалось, что заключению договоров с Ozon и Wildberries предшествовали большая подготовительная работа и сотни встреч.
В 2024 году в нашем регионе ввели налоговый вычет для инвесторов, готовых развивать складское хозяйство. Предполагается, что он может повысить экономическую привлекательность нашего региона. Однако потребности в введении других льгот пока нет, заявляют в мининвесте.
По словам министра, инвесторам, готовым вложить в проекты миллиарды, удобнее просто согласиться на действующие условия, чем пытаться «выбить» бонусы через долгие переговоры.
«Конечно же, каждый инвестор, когда заходил в регион, говорил: «Помогите мне везде, проведите мне все. Желательно, чтобы я за это ничего не платил». Но это нормальная ситуация для бизнеса. Со всеми проблемами, вопросами инвесторы обращаются к нам. Такое взаимодействие для них гораздо дороже, чем небольшие преференции. Я думаю, что это одна из наших сильных сторон», – признает Марченко.
Когда власти Саратовской области только начинали переговоры с Ozon и Wildberries, они изучали опыт регионов, где сфера логистики была более развита (в частности, речь идет о Подмосковье и Самарской области). В других регионах для инвесторов создавали отдельные логистические кластеры или давали землю в индустриальных парках, а властям приходилось строить инфраструктуру за свой счет. В Саратовской области решили поступить немного иначе и подобрать наиболее удачные участки из свободных.
«В районе логистических комплексов на Московском шоссе и так идет активное развитие дорожной, коммунальной инфраструктуры за бюджетный счет. Там были построены инфекционный центр, туберкулезная больница.
Получился такой win-win [принцип, когда выигрывают все стороны]: нам удалось найти территорию, где развивается инфраструктура для решения государственных задач, и разместить там глобальных игроков, не вложив ничего из регионального бюджета», – говорит министр.
Власти уверены, что сфера доставки и хранения в регионе будет развиваться и дальше, как для внутреннего, так и для внешнего рынков. Пока других крупных проектов не анонсировалось, однако для будущих инвесторов уже подбирают землю.
«Если мы говорим о крупных проектах, то надо, наверное, закончить то, что уже есть. А так, я думаю, что в вопросе складских объектов будет развиваться Усть-Курдюмское шоссе.
Но мы, конечно, будем искать и новые площадки для небольших комплексов, где можно размещать и склады, и производства вместе. Сейчас мы ведем переговоры с одной компанией. Московское шоссе, наверное, будет уже немного перегружено, поэтому мы рассматриваем и территорию вдоль кольцевой автодороги», – подытожил Марченко.