Юлия КЛИМЕНКО
«Галя, у нас отмена» (интернет-мем)
«СарИнформ» попытался разобраться, что изменилось в вопросах водоснабжения за последние годы, к чему привела смена «Саратовводоканала» на «КВС» и обратно, а также чего ждать в будущем.
Главная проблема саратовского водоснабжения — катастрофический износ водопроводных сетей. Как утверждалось, именно для ее решения в ноябре 2017 года губернатор области Валерий Радаев, глава Саратова Михаил Исаев и руководитель ООО «КВС» Геннадий Атаманов подписали концессионное соглашение на 28 лет (до 31 декабря 2045 года). Тогдашний мэр областного центра назвал состояние МУПП «Саратовводоканал» неудовлетворительным, а передачу сетей предприятия коммерсантам - «единственным выходом из сложившейся ситуации».
«Вероятность возникновения на водопроводных сетях повреждений высока, износ отдельных участков составляет до 100%, что, конечно, ставит под угрозу бесперебойность водоснабжения потребителей», - вторил ему гендиректор МУПП Павел Ворсунов.
Подписание соглашения с «КВС» важным и долгожданным событием сочла депутат облдумы Юлия Литневская: «Аварийные случаи, коммунальные фонтаны и речки, вскрышные работы – эти ситуации, увы, давно стали сюжетами для многочисленных интернет-мемов и шуток. Тяжелое финансовое положение, сложившееся на «Саратовводоканале», не позволяет решить эти проблемы. Главный эффект, которого мы все ожидаем – снижение количества аварий, стабильность водоснабжения».
Для достижения такого эффекта, то есть на реконструкцию систем водоснабжения города инвестор («КВС») обещал потратить 13,4 миллиарда рублей. Причем 6,2 миллиарда рублей - уже в первые три года.
Одним из условий щедрых вливаний в дырявые саратовские сети стало повышение тарифов. Концессионер планировал увеличить плату за водоснабжение в 2018 году – на 9,11%, в 2019-м – на 9,22%, в 2020-м – на 8,21%, а за водоотведение (канализацию) на 7,64%, 9,19% и 8,23% соответственно.
Надо сказать, что на торжественном подписании соглашения Павел Ворсунов несколько сгустил краски. На тот момент износ сетей водоснабжения достигал 73%, а водоотведения — 77%. К 2020 году усилиями «КВС» эти показатели должны были снизиться до 65%, а износ оборудования для очистки стоков - с 85% до 54%.
Но модернизация сетей почему-то пошла не по плану, и ни одного из показателей концессионер не достиг. Возможно, потому, что компания потратила меньше денег, чем обещала. Согласно официальным отчетам, в 2017-2019 годах ООО «КВС» инвестировало 1,4 миллиарда рублей, в 2020-м — 1,3 миллиарда рублей, в 2021-м — 533,9 миллиона рублей, в 2022-м — 115,8 миллиона рублей и в 2023-м — лишь 9,6 миллиона рублей. Итого: 3,3 миллиарда рублей за 6 лет (без учета 2017-го, так как соглашение подписали только в ноябре), вместо запланированных 6,2 миллиарда за первые три года. А износ сетей не только не уменьшился до прогнозируемых 65%, а, по данным мэрии, вырос до 80%.
В декабре прошлого года замглавы администрации Саратова Алексей Никитин (в январе 2024-го назначен на пост зампреда регионального правительства) заявил: городские власти намерены разорвать соглашение с концессионером. Системы водоснабжения и водоотведения вернут «Саратовводоканалу», туда же переведут и работников «КВС». Последним, кстати, пообещали повысить зарплату.
По словам чиновника, компания-инвестор тоже внакладе не останется — получит 2,2 миллиарда рублей за построенные объекты. Эта компенсация будет выплачиваться из городского и областного бюджетов в течение 10 лет.
Вскоре разрыв отношений с «КВС» (за нарушение сроков «создания и реконструкции имущества») одобрили депутаты Саратовской городской думы. А затем с официальным заявлением в своем телеграм-канале выступил губернатор Роман Бусаргин:
«Претензий к компании [ООО «КВС»] за эти годы со стороны жителей и органов власти накопилось много: количество аварий на сетях не уменьшалось, инвестиционная программа исполнялась не в полном объеме».
Немного странно, что в течении нескольких лет работа компании-инвестора не вызывала особых нареканий у властей. Похоже, эти годы еще действовал кредит доверия, выданный «КВС». Публичные претензии появились только в июле 2021 года. Сначала Бусаргин (на тот момент председатель регионального правительства) упрекнул концессионера в неисполнении своих обязательств и пригрозил судом. Глава кабмина напомнил, что коммерсанты обещали вложить в модернизацию сетей около 6 миллиардов рублей, но фактические «финансовые вливания <...> оцениваются не более чем на треть от установленной суммы».
Вслед за ним с критикой на «КВС» обрушился тогдашний мэр Саратова Михаил Исаев, возмущенный тем, что инвесторы собираются увеличить тарифы.
«Заявленные суммы в коммунальный комплекс так и не вложены, а состояние сетей, которые несмотря на передачу в концессию, остаются собственностью муниципалитета, только ухудшается. Вместе с тем, компания предпринимает попытки поднять тариф, тем самым увеличив финансовую нагрузку горожан. Муниципалитет не позволит этого сделать. <...> Саратовцы должны сначала ощутить положительные изменения, почувствовать улучшения в сфере водоснабжения, а уже потом будет возможно начинать разговор об изменении платы. Пока нескончаемый поток жалоб на отсутствие воды превалирует над тем, что делает компания», - подчеркнул градоначальник.
А через месяц он сообщил, что мэрия обратилась в областной арбитраж в попытке хотя бы через суд заставить компанию выполнить обязательства, предусмотренные концессионным соглашением.
Еще через некоторое время Роман Бусаргин заявил о недопустимости повышения тарифов и поручил министерству строительства и ЖКХ области обратиться в прокуратуру по факту неисполнения обязательств ООО «КВС». В октябре 2021-го глава кабмина объяснил, что требуемое компанией повышение тарифа приведет к росту цен на питьевую воду в два раза, а на водоотведение – более чем в 2,5 раза.
Пока чиновники обвиняли инвестора в недобросовестности и жадности, в Саратовском областном суде уже вовсю шел процесс по иску «КВС» (с апреля 2021 года). Компанию не устраивали слишком низкие (по мнению истца) тарифы на воду, утвержденные властями. И служители Фемиды встали на сторону концессионера. Власти попытались оспорить решение, но 4-й апелляционный суд отказал им. Тогда чиновники обратились выше, и уже Первый кассационный суд поддержал их, направив дело обратно в областной. Повторное разбирательство в облсуде закончилось в декабре прошлого года — ООО «КВС» отказалось от своих исковых требований. Продолжать тяжбу не имело смысла, ведь решение о расторжении соглашения уже было принято.
Примерно такая же судьба сложилась у иска мэрии к инвестору. Чиновники проиграли в обларбитраже и обратились с жалобой в 12-й арбитражный апелляционный суд. Там дело рассматривалось с мая 2022 года, но в январе 2024-го администрация Саратова отказалась от претензий к «КВС».
Фактически суды закончились ничем: истцы и ответчики вернулись на исходные позиции — словно и не было никаких исковых заявлений. Схожий итог и в системе водоснабжения Саратова: после разрыва концессионного соглашения областному центру вернули дырявые сети, сотрудники «КВС» перешли в «Саратовводоканал».
Отметим: на 1 января 2018 года в муниципальном предприятии числился 2 301 работник. К маю того же года там осталось всего 120 человек. Большая часть водоканальцев перешла в «КВС» - в 2018-м там трудились 1 745 сотрудников.
Из года в год штат «Саратовводоканала» сокращался и к 2023-му ужался до 14 человек. Зато на предприятии стремительно росла средняя зарплата — от 20,6 тысячи рублей в месяц (2018 г.) до 75,5 тысячи рублей (2023 г.). Можно предположить, что такое жалование получал административный персонал. Во всяком случае, после перехода более полутора тысяч человек из «КВС» в МУПП, этот показатель заметно снизился — до 43,9 тысячи рублей. Похоже, чиновники исполнили обещание: часть управленцев сократили, зарплату оставшимся уменьшили, а рабочим, наоборот, увеличили. В прошлом году, по данным Rusprofile, сотрудники «КВС» получали в среднем 39,9 тысячи рублей, а перейдя в «Саратовводоканал» - на 4 тысячи больше.
Финансовое положение старых-новых водоканальцев улучшилось, чего нельзя сказать о самом муниципальном предприятии.
Прежде всего ему не хватает рабочих рук. Из ответа мэрии на наш запрос следует, что МУПП требуется 161 сотрудник. Больше всего здесь нуждаются в слесарях аварийно-восстановительных работ — 44 вакансии с зарплатой 40 тысяч рублей. Следующие по популярности - водители грузовых автомобилей (36 вакансий/45 тысяч рублей). Затем идут машинисты насосных установок (31 вакансия/30 тысяч рублей), слесари-ремонтники (29 вакансий/40 тысяч рублей), водители легковых автомобилей (14 вакансий/31 тысяча рублей) и электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (7 вакансий/35тысяч рублей).
Кроме того, как сообщили в горадминистрации, предприятие «крайне нуждается в приобретении следующей техники»: двух аварийных машин ГАЗон NEXT, автокрана, манипулятора КАМАЗ и насоса «Борей 355». Купить все это за счет собственных средств МУПП сейчас не в состоянии.
В бюджете предприятия на этот год только на зарплату сотрудникам предусмотрено более 823 миллионов рублей. А еще как минимум надо покупать приспособления для поддержания работоспособности коммуникаций. «Саратовводоканалу» уже пришлось заплатить свыше 11 миллионов рублей за хомуты и 1,4 миллиона — за 50 тысяч деревянных клиньев (так называемые чопики для затыкания дыр в текущих трубах).
Согласно плану, благодаря финансовым вливаниям в этом году расходы на устранение аварий должны уменьшиться на 1,7 миллиона рублей, а эффект от снижения потерь воды предположительно составит чуть больше 3 миллионов рублей.
«Проблему аварийности на сетях за годы управления водокомплексом концессионным предприятием решить не удалось. Сегодня в городе ежедневно фиксируется в среднем порядка 10 повреждений», - сообщила в январе этого года глава Саратова Лада Мокроусова. Для сравнения, по данным мэра, в конце 2023-го, когда «КВС» практически перестали обслуживать сети, в Саратове случалось до 60 течей ежедневно.
Сейчас, по утверждению городских чиновников, после ухода «КВС» количество аварий снизилось. Например, в августе «Саратовводоканал» устранял в сутки всего-то от 24 до 17 повреждений на коммуникациях, а в июле — от 23 до 14. Вероятно, порывов было бы еще меньше, но погода внесла свои коррективы.
«В этом году жаркое лето. Водопотребление выросло сверх ожиданий. <...> Создается серьезная нагрузка на сети, что приводит к авариям», - объяснил генеральный директор МУПП «Саратовводоканал» Павел Зайцев.
Однако у горожан свое видение ситуации. В телеграм-каналах официальных лиц они оставляют гневные комментарии.
«С холодной водой просто караул в этом году! Постоянно отключают в жару! Водоканал работает даже хуже, чем до этого концессия!»
«Складывается такое впечатление, что на отключениях и аварийных ситуациях стали зарабатывать: чем больше аварий, тем больше списания денег. Пригнали технику, раскопали, закопали, списали деньги».
«Проблема с трубами стоит в мкр. Русинвест очень остро. Прорывы каждый день. Можно долго рассуждать на тему некачественных труб положенных Писным, но это мало что изменит. Проблему необходимо решить сейчас. На 2 линии Русинвест сделали частичную замену труб, но трескаются старые «родные» трубы. Сами рабочие говорят, что смысла закапывать яму нет, потому что дальше рванет это старье».
Ежедневные аварии на сетях, массовые отключения воды, попытки (часто довольно неловкие) оправдаться и успокоить обезвоженных саратовцев просто вынуждают делать неутешительные выводы и задавать неприятные вопросы представителям власти.
Что мешало подписантам концессионного соглашения с первых дней контролировать деятельность «КВС» и требовать ответа за каждое нарушение договора? Почему раньше не разорвали отношения с инвестором, несмотря на «нескончаемый поток жалоб»?
В итоге время просто потеряно. Да, какие-то объекты концессионер построил, но за них городу придется расплачиваться 10 лет. К тому же последствия хозяйствования «КВС» сейчас приходится расхлебывать муниципальному предприятию. Состояние коммуникаций ухудшилось, чопики с хомутами уже не спасают (хотя они и раньше были не слишком эффективны). Остается надеяться на инвестиционную программу «Саратовводоканала». Но достаточно ли будет 400 миллионов на три года? Ведь вложенных «КВС» за три года 1,3 миллиарда было явно мало.
Фото: страница Валерия Радаева в соцсети «ВКонтакте», © sarinform.ru