Телефоны для связи
Статьи
Право руля
Почему мигрантам запрещают возить людей по Саратовской области
5 июня 2024, 08:00

Юлия КЛИМЕНКО


«К сожалению, учет иностранных граждан по-прежнему не дает объективной картины о месте их нахождения и роде занятий», - заявил Генеральный прокурор России Игорь Краснов на коллегии надзорного ведомства. При этом власти ряда регионов ограничили возможности для трудоустройства мигрантов на своих территориях. Но тогда возникает закономерный вопрос: если ситуация с работниками-иностранцами неоднозначна, на каком основании вводятся ограничения? Действительно ли они нужны? И какими могут быть последствия? 

В Саратовской области, напомним, иностранцам временно (с 1 мая по 31 декабря этого года) запрещено работать в такси, общественном транспорте и общепите. Но табу распространяется лишь на мигрантов, получивших патент (документ, разрешающий трудиться на территории губернии). «СарИнформ» решил выяснить, к чему приведут эти ограничения.

«Такая практика есть в других регионах. Нужно оценить риски экономики. Перед нами стоит задача обеспечить безопасность на территории Саратовской области и не допустить использование нелегального труда», - так анонсировал введение запрета губернатор Роман Бусаргин. В попытке подробно разобраться в вопросе и в причинах введения запреты мы запросили информацию в правительстве и в МВД. 


Свобода не для всех


Для начала отметим, что приезжим из отдельных стран проще трудиться в России. Например, гражданам Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии не надо получать разрешение на работу или патент. Эти страны, наряду с РФ, входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Согласно подписанному государствами договору, на территории ЕАЭС «обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы».

Такие же льготы у иностранцев с разрешением на временное проживание в РФ или видом на жительство.

Граждане так называемых безвизовых стран (в частности, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Молдова) оформляют патент. Приехавшие в Россию по визе (например, из Австралии, Германии, Ливана, Саудовской Аравии или Эритреи) должны получить разрешение на работу (РНР).

По данным регионального ГУ МВД, количество иностранцев с РНР за прошлую пятилетку было невелико:
2019 год – 67 человек, 
2020 год – 46,
2021 год – 46,
2022 год – 35, 
2023 год – 34.

Среди этой немногочисленной группы были, в частности, граждане Германии, Австрии и США.

Число иностранцев с патентами на порядки выше:
2019 год – 3 686 человек, 
2020 год – 1 590 человек (видимо, сказались ковидные ограничения), 
2021 год – 3 134 человека, 
2022 год – 5 036 человек,
2023 год – 3 877 человек.

В этой категории лидируют граждане Узбекистана. Минимум трудовых мигрантов из этой страны пришелся на ковидный 2020 год — тогда их насчитывалось всего 1 178, а пик пришелся на 2022 год — 3 701 человек. Второе и третье места занимают Таджикистан (максимум - 1 023 человека, минимум — 311 человек) и Азербайджан (максимум — 305, минимум — 81).

Именно таких гостей губернии касается введенный губернатором запрет на работу в такси, общепите и пассажирском транспорте. Осталось выяснить, какова общая численность работников в этих сферах и сколько из них мигранты с патентами?


Патентованные 


В вопросе общего количества работников в отдельных сферах чиновники апеллировали к данным Росстата. Так, по сведениям статистиков, в регионе насчитывалось:
2019 год – 5 669 работников общепита, 2 855 человек из сферы пассажироперевозок;
2020 год – 5 463 в общепите, 2990 в перевозках;
2021 год – 5 772 в общепите, 2904 в перевозках;
2022 год – 6 753 в общепите, 2 832 в перевозках;
2023 год – 4 825 в общепите, 2 630 в перевозках.

По такси, как говорится в ответе облправительства, у Росстата информации нет.

А вот данных по доле мигрантов с патентами в этих сферах в правительстве не оказалось. Там нам посоветовали обратиться в «уполномоченный орган», то есть в региональное ГУ МВД. Но и в этом ведомстве этой информации не оказалось - отдельная статистика выданных патентов по видам деятельности не ведется. 

А если нет «объективной картины о месте их нахождения и роде занятий», как в регионах анализировали ситуацию и вводили запреты? Остается предполагать, что это секретная информация, которая передается в рамках межведомственного взаимодействия только лицам с допуском к гостайне. 

Мы также поинтересовались у чиновников, чем вызвано внимание именно к этим сферам деятельности и почему сейчас понадобилось вводить запрет?

Частичное объяснение есть в сообщении пресс-службы главы региона о подписанном Романом Бусаргиным постановлении. Со ссылкой на данные миграционной службы в пресс-релизе утверждается, что в 2023 году резко вырос поток иностранцев в Саратовскую область.

«В основном указанные граждане приезжают, чтобы вести трудовую деятельность. Отмечается, что после оформления патентов официально трудоустраивается лишь часть иностранцев, что говорит о высоком уровне теневой занятности. Также фиксируется рост нарушений правил дорожного движения со стороны указанных лиц», - сообщается в документе.

В ответе на наш запрос речь идет уже о «защите регионального рынка труда и приоритете в трудоустройстве граждан Российской Федерации». То есть, продолжая логику чиновников, жителям области нелегко получить работу в общепите, такси и пассажирских перевозках из-за мигрантов с патентами. Поэтому местные специалисты требуют особой защиты. При этом приезжие из стран ЕАЭС вполне себе могут работать в этих сферах, составляя конкуренцию россиянам на столь хлебных местах. 

Впрочем, по данным правительства, чаще всего трудовых мигрантов интересуют другие отрасли: строительство, сельское хозяйство и обрабатывающие производства (легкая, пищевая, медицинская, полиграфическая, нефтехимическая промышленность, металлургия и т. д.).

На вопрос о том, имеется ли у нас нужда в зарубежных кадрах и какова она, чиновники ответили уклончиво. Они лишь сообщили, что в 2019 году «к трудовой деятельности было привлечено» 8,7 тысячи иностранцев, в 2020-м — 5,3 тысячи, в 2021-м — 6,6 тысячи, в 2022-м — 7,8 тысячи, а в 2023-м вернулись на доковидный уровень — 8,7 тысячи человек.

Эти цифры не очень-то свидетельствуют о значительном росте числа приезжих специалистов.

Иное дело данные регионального ГУ МВД: 
2019 год – на миграционный учет по месту пребывания и месту жительства встали 59 869 иностранцев,
2020 год – 29 004 иностранцев,
2021 год – 39 547 иностранцев, 
2022 год – 44 258 иностранцев,
2023 год – 70 047 иностранцев.

Судя по официальной статистике ведомства, не все из них приезжают к нам, чтобы работать. Но с каждым годом количество именно трудовых мигрантов растет. Так, в 2019 году на миграционный учет встали 14 222 зарубежных специалиста, прибывших для «осуществления трудовой деятельности». 
2020 год — 5 821 человек, 
2021 год — 30 985 человек,
2022 год — 44 271 человек,
2023 год — 31 709 человек. 

То есть в прошлом году из 70 тысяч приехавших меньше половины заявили о желании работать, и совсем уж незначительную часть зарубежных гостей «привлекли к трудовой деятельности». А что с остальными? Возможно, часть не смогли найти работу, иные решили попытать счастья в других регионах. А какой-то процент, надо думать, трудятся нелегально. Может быть, в этой статистике и кроется ответ на вопрос, почему ограничения ввели именно сейчас?

Еще одним поводом для введения ограничений региональные власти назвали высокий уровень теневой занятости иностранцев с патентами. Но как эти ограничения заставят их выйти из тени? К тому же, сотрудники полиции с нелегальной миграцией борются и без постановлений губернатора. Например, в 2021 году за нарушение миграционного законодательства к ответственности (выдворение из РФ) привлекли 191 иностранного гражданина, в 2022-м — 268, а в прошлом году — 2 627 человек. За последние пять лет, по данным регионального ГУ МВД, запреты на въезд в Россию получили почти 4 тысячи иностранцев.


Запреты и их последствия


Можно было бы подумать, что нововведения связаны с недавним терактом в «Крокусе» в Москве, который устроили мигранты. После этой трагедии по всей России контроль за приезжими усилился в разы. Но ограничения, которые в Саратовской области ввели лишь в 2024-м, в ряде других регионов действуют уже больше пяти лет. 

Так, в Челябинской области подобный запрет ввели еще в 2015 году, и ежегодно он продлевается. Здесь иностранцы с патентами не могут работать в такси, заниматься городскими, пригородными и междугородними пассажирскими перевозками. Мотивировка та же, что и у нас, - рост ДТП по вине мигрантов.

С того же года деятельность мигрантов ограничили и в Тюменской области. Сначала табу касалось только общественного транспорта, затем добавили такси и грузовые перевозки. Но, как пишут федеральные СМИ, иностранцы продолжают работать в запретных сферах.

«Механизмы контроля откровенно сбоят. Когда появляются водители-нелегалы, да еще и с поддельными правами, то здесь мы имеем дело с очевидным падением управленческой дисциплины в определенных слоях вертикали власти», - заявил в интервью «ФедералПресс» глава Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков.

В Калининградской области с 2021 года власти защищают от патентованных специалистов такси, пассажирские перевозки, дошкольное и общее образование, производство хлеба, кондитерских изделий, детского и диетического питания. Кроме того, иностранные граждане не могут заниматься гостиничным бизнесом, подбором персонала, а также предоставлять услуги по размещению информации.

Довольно жесткие ограничения и в Калужской области. Помимо стандартных такси и пассажирских перевозок, с 2022 года мигрантам запрещено работать в торговле, общепите и заниматься подбором персонала.

В Приволжском федеральном округе (ПФО) сейчас табу для иностранцев действует только в 6 регионах из 14. В Республике Марий Эл еще с 2017 года зарубежным специалистам нельзя торговать в ларьках, на рынках, в аптеках, продавать алкоголь, работать в киосках и палатках по приготовлению пищи.

В Пермском крае в апреле 2022 года в запретные сферы деятельности попали пассажирские перевозки, такси, добыча нефти и ее переработка, лесозаготовки, торговля табачными изделиями и напитками специализированных магазинах. Однако в 2024 году из этого списка исключили пассажирские перевозки. Причина - нехватка водителей. Как пишет пермский новостной портал 59.ру, в краевом центре, например, дефицит кадров составляет около 30%.

В этом году, помимо нашей губернии, ограничения ввели в трех регионах ПФО. В Нижегородской области табу коснулось только такси.

В Самарской области под запрет попал весь общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи и метро), такси, подбор персонала, дошкольное и общее образование. Правда, иностранцам разрешено работать уборщиками и дворниками в детсадах, школах и даже в метро.

В Оренбургской области мигранты не могут торговать алкоголем и табаком в специализированных магазинах, работать в такси и заниматься пассажирскими перевозками.

Об уже имеющемся дефиците кадров на недавних депутатских слушаниях в облдуме заявила первый замминистра труда и социальной защиты области Наталия Гурьева. По ее словам, сейчас в регионе зарегистрированных безработных 4,7 тысячи человек, тогда как общее количество вакансий превышает 33 тысячи.

Кстати, глава регионального минтруда Денис Давыдов сказал, что сейчас очень большой спрос на водителей. А в перечне самых востребованных профессий (утвержден постановлением облправительства № 825-П от 11 сентября 2023 года) второе место заняли бармен/официант. Похоже, под запрет попали как раз те сферы деятельности, где рабочих рук не хватает. 

Учитывая богатый опыт соседей, у Саратовской области есть все возможности избежать их ошибок. Но для того, чтобы прогнозировать последствия тех или иных решений, необходимо отталкиваться от действительности. Хотя бы понимать, сколько иностранцев работают в той или иной сфере. 

Допустим, водителями автобусов, маршруток и такси, а также в общепите работает минимальное количество мигрантов. Нужны ли в таком случае ограничения? Вряд ли. Если же их там засилье, то кто заменит «патентованных» иностранцев? 

Фото: © sarinform.ru, ГУ МВД по Саратовской области

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
32229