Телефоны для связи
Статьи
Бизнесмен и общественник Илья Левин: о бизнесе, общественной деятельности, партии «Новые люди» и желании стать депутатом Саратовской гордумы
4 февраля 2021, 12:52

Филипп КОЧЕТКОВ

 

Сегодня собеседником корреспондента ИА "СарИнформ" стал председатель экспертного совета Ассоциации молодых предпринимателей,  член Общественной палаты Саратовской области, основатель сети пекарен "Хороший хлеб",  совладелец спортивного клуба "Datsiev club", совладелец автоцентров Subaru и Haval, региональный куратор общероссийского движения "Антидилер", член регионального отделения общественной организации "Опора России" Илья Левин.  


Он родился 4 июля 1986 года в Саратове. В 2003 году он окончил гимназию № 1, в 2008 году - экономический факультет СГУ имени Чернышевского по специальности "Национальная экономика". С 2009 по 2011 годы работал в ОАО "БинБанк" в Саратове в должности начальника отдела по работе с корпоративными клиентами. В 2011 году занялся бизнесом. 


Левин принял решение стать членом партии "Новые люди" и принять участие в выборах в Саратовскую городскую думу. Наш корреспондент задал ему несколько вопросов.


Вас называют «бизнесмен и общественник». Расскажите о своем бизнесе


Наверное, мой самый успешный бизнес-проект, который знает большинство, это сеть пекарен "Хороший хлеб". Конечно, он не был первым, были до него и не совсем удачные, был опыт работы в банке после университета. Но "Хороший хлеб" - это проект состоявшийся, который смог выстрелить. В этом году ему исполнится пять лет. Мы открылись 12 апреля 2016 года. Не подгадывали под День космонавтики - случайно так получилось. Оказалось, успешный проект - сейчас он продолжает развиваться по франшизе. Например, недавно продали франшизу в Хабаровск. 


Как получилось так, что параллельно с предпринимательством вы занялись и общественной деятельностью?


Когда я понял, что проект «Хороший хлеб» - рабочий, система и управление уже отлажены, а я, по сути, уже являюсь только основателем и владельцем интеллектуальной собственности, я оставил за собой право контроля стандартов. Чтобы не испортили мою интересную, светлую идею. Все стандарты сети «Хороший хлеб» жестко прописаны, мои сотрудники занимаются сейчас только контролем и отработкой жалоб, если они поступают. В каждой пекарне висит моя визитка, данные моего аккаунта в Instagram. 


В общем, у меня появилось свободное время, меня начали приглашать спикером на разнообразные мероприятия - и мероприятия "Опоры России", и в вузы. Особенно это все связано с молодым предпринимательством. Я до сих пор работаю в этом направлении - в качестве эксперта. Мне это сразу понравилось: чувствуешь отклик, кому-то помогаешь. Мне это интересно, это затягивает, дает импульс к дальнейшему развитию. 


А через какое-то время Дмитрий Носов, мой старший товарищ и старый друг, предложил мне возглавить движение "Антидилер" в Саратове. Тогда он активно его развивал в России, в том числе в Приволжском федеральном округе. Оренбург и Саратов стали базовыми регионами "Антидилера". Я с радостью согласился, хотя это была для меня абсолютно новая и неизведанная история. 


Я согласился на предложение Носова, начали работать, стало получаться. Вник в тему спорта, борьбы с наркотиками, нелегальной продажи алкоголя. Мы с ребятами-активистами провели не одну сотню рейдов: вместе с полицией, прокуратура нас поддерживала, администрация Саратова. До сих поступает большое количество обращений по поводу разных наливаек и пивнух. Конечно, есть новый закон, но его далеко не все соблюдают, не все боятся штрафов, а серьезных оснований закрыть проблемную точку мало. Успехом считаю кампанию 2019 года по борьбе с наливайками. В пандемию мы обороты немножко сбавили. Я принял такое решение - ведь и так людям тяжело. Несмотря на то, что они нарушают закон, это рабочие места. И если два-три продавца в пандемию лишатся работы из-за нас - я считаю это в корне неверным. На 2021 год есть планы команду расширить, возобновить активную работу, рейды. Активно работаем с управлением наркоконтроля по Саратовской области, занимаемся профилактикой, принимаем участие во всех акциях. 


А как вы попали в Общественную палату Саратовской области?


Стоит сказать, что Общественная палата Саратовской области - это некая формализация статуса общественника, площадка, на которой удобно работать. Здесь есть эксперты, опытные общественники. Главное - Общественная палата позволяет привлекать к работе депутатский корпус, исполнительную власть.  Она может выполнять функцию коммуникатора между людьми и властью. За два года в палате мне удалось стать лоббистом интересов людей, которые ко мне обращались с проблемами, которые сами они решить не могли. Нам – членам Общественной палаты - проще зайти в кабинеты чиновников. Чиновники понимают, что нас много, что нас поддержит экспертное сообщество, многие СМИ, а потому всегда идут навстречу. Нельзя, конечно, помочь во всех случаях, но хотя бы частично я пытаюсь помочь всегда. А если не получалось помочь административными методами, иногда приходилось помогать за свой счет. Если я пообещал что-то и не смог, значит надо идти таким путем. 


В Общественную палату я попал со второй попытки, два раза участвовал в довыборах. Первый раз - еще при председательстве Александра Ландо. Возможно, тогда я был еще не до конца сформирован как общественник, но попытка была неудачной - поддержки я не нашел. Понимаю, что в тот момент для его команды - а знакомы лично мы не были – я был абсолютно чуждым элементом, у которого не было никаких шансов в палату попасть. Там все было достаточно жестко, структура была… с командно-административным управлением. 


Когда Ландо ушел в отставку и в Общественной палате появилось свободное место, я понял, что это мой шанс. На тот момент я уже знал многих членов Общественной палаты, многие меня поддерживали - и общественники, и предприниматели, и члены "Опоры России", и многие другие. Выборы проходили путем прямого голосования, а перед этим я практически с каждым говорил, просил меня поддержать. У меня был всего один соперник. Выборы были по-настоящему демократическими, мне удалось пройти. Победил как более известный и понятный членам Общественной палаты человек. Два года я провел в Общественной палате, со многими ее членами у меня сложились хорошие отношения. Я удовлетворен и доволен результатами этой работы. 


 

Как вы пришли к партии «Новые люди»? Почему захотели стать депутатом Саратовской городской думы?

Пришло время двигаться дальше, совершить следующий шаг. Политтехнологи называют его меташагом. На него надо решиться. Это совсем другой уровень и совсем другая ответственность. Одно дело быть общественником, а другое - попытаться стать депутатом городской думы. Еще года полтора-два назад я об этом уже размышлял. 


Тогда только пошли слухи о том, что создается партия "Новые люди". О ее лидере и создателе Алексее Нечаеве (президент косметической компании Faberlic - ред.) я слышал задолго до этого. Он известный предприниматель, мне было всегда интересно за ним наблюдать, за его проектами. Я знаком с несколькими выпускниками его программы "Капитаны России", понимаю, насколько они по своему уровню знаний, компетенции и мотивации выше простых выпускников обычных вузов. У Нечаева также есть интересный проект, связанный с экологией - "Эко", они высадили несколько тысяч деревьев. Да и сама компания Нечаева - российская, крупная, построена по сетевому принципу, все производство находится в России. 


Нечаев — это классический пример крупного предпринимателя, который стал рублевым миллиардером, но при этом никак не связан ни с приватизацией, ни с криминалом, как нынешние олигархи. Сделал себя с нуля. Его первый капитал - он взял кредит, продал квартиру, вложил в производство. Меня это вдохновляет. Я сам прошел этот путь. На первую точку "Хорошего хлеба" я тоже брал кредит, ситуация была крайне непростая. 

Я понимаю, что мы с Нечаевым ментально близки, и мне это подходит. Потом появилась партия, появилась программа, которая мне понравилась. Я был внутренне готов вступить в нее. Когда появилось отделение партии в Саратове, я пообщался с ребятами, которые там работают, с руководителем штаба. Решение было для меня легким. Это партия, которая отражает мои взгляды, я думаю, у нас все получится. Многие молодые ребята эту партию поддерживают, она прошла в законодательные собрания уже 12 регионов. Если "Новым людям" удастся пройти в Госдуму - а я уверен, что удастся - многие люди получат своих представителей в Российском парламенте. 


Когда я первый раз пришел в региональный офис партии, я увидел на полке у руководителя Андрея Зобнина книгу, которая для меня является настольной. Это книга Михаила Хазина и Сергея Щеглова "Лестница в небо". Когда я ее прочитал, она перевернула мою картину мира, стала настольной. Оказалось, что эта книга входит в обязательный список литературы для выпускников программы "Капитаны России". 


Решающим для меня стало то, что основным политконсультантом, человеком, который со штабом "Новых людей" формирует его стратегию, стал известный в России политолог Евгений Минченко. Я знаком с ним лично, был на его семинарах – еще до "Новых людей". Считаю его профессионалом высочайшего уровня, если он взялся за это, он добьется успеха. А лично для меня участие в городской кампании — это абсолютно новый, интересный опыт. Я уверен, что мы сможем достойно побороться, что наша команда сможет пройти в городскую думу. Шансы хорошие. 


Вы - успешный предприниматель, у вас множество увлечений. Зачем вам политика? Почему нельзя просто заниматься бизнесом и наслаждаться жизнью?


Тут есть интересный момент. Я привык всегда идти вперед и развиваться. Почивать на лаврах — это не мое, неинтересно. Я даже когда еду в отпуск, больше десяти дней не выдерживаю, хочу вернуться, так как мне не хватает движений, каких-то новостей, ритма жизни. Я не могу просто ничего не делать. 


Да, есть новые направления в моем бизнесе, но они, скорее, стратегические. Я, например, мечтаю открыть хороший тир, стрельбище. В Саратове это очень узкий сегмент, а в Сочи он представлен совсем на другом уровне. Но это пока мечта. Не знаю, можно ли на этом заработать, это для души. Это такая же история, как "Datsiev club". Мы с Даци Дациевым подружились, я в него поверил. У него была мечта - клуб. Он меня этой мечтой заразил. У меня были отложены деньги на строительство дома, который я третий год не могу достроить, и я вложил их в эту школу. Как бизнес-проект - он весьма долгоиграющий, школа почти ничего не зарабатывает, по сравнению с другими бизнесами. Но я вижу детей с горящими глазами, которые тренируются, вижу, что наши спортсмены побеждают на чемпионатах России, мне это нравится. 


И теперь у меня такая же ситуация - появились первые результаты общественной деятельности - мне захотелось большего. Общественная жизнь, конечно, соприкасается с политикой, но не напрямую. Это следующий шаг, который я хочу сделать, я хочу развиваться. Здесь есть и риски, но, как говорится, оседлавший тигра спешиться не может. Можно сдаться и уйти, можно уехать жить в Таиланд навсегда, но это не для меня. 


Не помешает ли политика вашему бизнесу?


Я уже давно выстроил систему моего бизнеса так, что она открыта и прозрачна. Компания пять лет у всех на виду. Риски, конечно, есть всегда, но я не считаю их критичными. Если бы не было бизнеса и я бы им не занимался, то у меня не было бы возможности заниматься общественной деятельностью и политикой - надо было бы каждый день думать, как накормить семью, у меня не было бы времени и возможности помогать другим. 


Я считаю, что это хорошо, когда в политику и в законодательную власть приходят люди с опытом работы в реальном секторе экономики, с опытом реального управления, с собственными ресурсами. Которые приходят с осознанием того, что могут и хотят сделать лучше. Плохо, когда приходят чистые номенклатурщики. У них и возможности ограниченные. Есть депутатские фонды и прочие – но это же очень мало. Те, кто пришел из бизнеса, используют собственные ресурсы, и это нормально. Когда ты удовлетворил свои потребности, ты же не будешь до бесконечности что-то покупать и строить. Считаю, что есть два критерия - необходимо и достаточно. С ума сходить не нужно. 


Почему, все-таки, «Новые люди»? Ведь вам будет несравнимо тяжелее добиться целей с новой партией, которая не представляет собой большинство в заксобрании любого уровня?


Конечно, будет тяжелее, но я и не ищу легких путей. Кроме того, мне импонирует то, что создатель партии "Новые люди" - предприниматель, мне понятно, как он мыслит, нравится, что он мыслит на будущее. У партии "Новые люди" очень хорошие перспективы. Эксперты сходятся на том, что "Новые люди" могут набрать на выборах от 10 до 15 процентов голосов. Это уже серьезная фракция - 20-60 депутатов в Госдуме. После тех изменений в Конституции, которые произошли, если будет достаточно большая фракция в Госдуме, мы сможем формировать 1-2 министерских портфеля. Партия работает в нескольких направлениях – это, в том числе, образование, экология, предпринимательство. Через такое влияние на исполнительную власть можно многого добиться. 
Да, конечно, будет сложнее. Да, любая партия, которая не является партией власти, является партией оппозиционной - но мы за конструктив и диалог. Мы с шашкой наголо не будем скакать, не будем кричать "Все пропало". "Новые люди" - партия конструктива. Критикуя - предлагай. У нас все ребята понимают, как сделать лучше, показать, где не работает, как сделать так, чтобы заработало, чтобы людям сделать лучше.


Предположим, выборы уже состоялись, вы стали депутатом. Что вы будете делать сразу?


Надо понимать, какой будет округ. В процессе избирательной кампании я познакомлюсь с ним, получу какие-то наказы от потенциальных избирателей. Первым делом я систематизирую все это, пойму, что мне надо для того, чтобы все это сделать. Я не буду обещать людям ничего такого, чего не смогу реализовать. Только реальные вещи. Я сяду и разберусь, какие мне нужны ресурсы, к кому мне надо сходить, чтобы добиться этого. То есть первое — это наказы избирателей. 
Потом надо будет детально разбирать проблемы округа, самые основные, и начинать ими заниматься. Я думаю, что в новой городской думе это будет вполне реально - справиться с проблемами округа. В гордуме нет законотворческой деятельности, главное - показать людям свою эффективность, чтобы они поняли, что не зря меня выбрали. 


Планируете ли вы со временем стать депутатом Саратовской областной думы, Государственной думы?


Наверное, плох солдат, который не мечтает стать генералом, но это мы уже слишком далеко забегаем.

Предстоит еще серьезнейшая борьба в округе, предстоит проявить себя в качестве депутата, оправдать доверие людей. Это задача на ближайшие пять лет. Если это удастся, можно будет подумать о дальнейшем пути.

Ставить это как сверхзадачу можно, но думать об этом каждый день, на мой взгляд, незачем. Может, у меня не получится, может, я пойму, что это не мое, хотя я чувствую силы и уверен, что все у меня получится. Может, я вообще проиграю выборы, и это станет сильным психологическим ударом, к которым я, впрочем, привык. Упал - поднялся, отряхнулся и пошел дальше. Мы становимся сильнее от этого. Но чтобы перейти на следующий уровень, надо стать профессионалом и экспертом на своем. А широко шагая можно порвать штаны. 


Вы агитируете за спорт, за здоровый образ жизни? А какие у вас отношения со спортом?


Я с детства занимался спортом, семь лет – каратэ киокушинкай. Сейчас собираюсь стать сдать норматив кандидата в мастера спорта по жиму штанги лежа. Сейчас жму 120 килограммов, а для норматива нужно 140. Но еще год назад я и сотку не жал. Думаю, все получится.


Поддерживает ли семья ваши политические планы?


Семья поддерживает. Дочка пока маленькая, ничего не понимает в этом. А родители и жена поддерживают. Для меня это очень важно, а для жены очень важно, чтобы я чувствовал ее поддержку.


 

Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
55003