Телефоны для связи
398
Статьи
Балаган в "Балаганчике". Продолжение
26 марта 2018, 17:35
Скопировать ссылку
Выделить
главное

Развязанный вокруг театра публичный скандал вряд ли рассосется

"Балаган в "Балаганчике". Так назывался материал, опубликованный на "СарИнформе" вчера. Сегодня мы продолжаем разбираться в причинах этого крайне запутанного конфликта.

Елена Смирнова: "Балаганчикъ" - это Гладырев? Думаю, это преувеличение..."

Первый раз до художественного руководителя театра "Балаганчикъ" Елены Гладыревой (Смирновой) я не дозвонился. Но буквально спустя пару минут отзвонилась уже она. Извинилась:

"Простите, пропущенный вызов... У нас только что спектакль закончился в Калининске. Говорить - да, удобно...".

На следующий день:

"Дмитрий, я извиняюсь: мы в театре договаривались встретиться. Но у меня форс-мажор: крыша в квартире протекла. Комиссию из управляющей компании вызвала, отойти далеко не могу. Давайте встретимся в кафе, неподалеку от моего дома...".

Из-за поменявшихся планов я невольно заставил Елену ждать около часа. Еще больше двух часов она посвящала меня - человека, которого первый раз видит - не только в секреты театрального закулисья, но и в тайны личной жизни. Зачем? Почему? Не суть. Опустим занавес и обратимся непосредственно к конфликту.

В самом начале беседы Елена Александровна задала мне вопрос:

- Дмитрий, ответьте: как быть с человеком, который систематически срывает спектакли? Из года в год, из месяца в месяц, из недели в неделю?

- Ответ один: немедленное увольнение.

Все вроде бы просто. Но это только на первый взгляд. Елена Смирнова и Игорь Гладырев - бывшие супруги, прожившие вместе больше 20 лет. И слово "бывшие" тоже не кажется мне стопроцентным.

- Игорь, безусловно талантливый человек, очень много сделавший для театра, - рассказывает Елена. - Но говорить о том, что театр - это он, что именно Гладырев является его отцом-основателем, мягко говоря, преувеличение. Начнем с того, что само название "Балаганчикъ" восходит к моему дипломному спектаклю на театральном факультете Саратовской консерватории (курс знаменитой Риммы Беляковой). Он так и назывался "Балаганчикъ", поставлен был по произведениям Блока. Потом мы с моим однокурсником, соавтором этого спектакля Алексеем Сыромятниковым придумали театр-студию "БИС". А вот на развалинах "БИС"а примкнувший к этому театру в финале его короткого пути выпускник физфака СГУ Игорь Гладырев и я решили создать свой новый театр. Но на совершенно иных, чем в "БИС" принципах: на равноправном синтезе поэзии, музыки и драмы. Под эту идею к нам стали примыкать совершенно потрясающие люди. Собралась очень веселая, творческая, сумасшедшая компания молодых людей, фанатично преданных театру. Потому что только по настоящему чокнутые товарищи согласились бы работать и творить в таких жутких условиях, за сущие копейки и так долго.

Что касается Игоря, то он, безусловно, выделялся и был нашим лидером - худруком, директором, режиссером, актером и композитором в одном лице. Но до какого-то момента. С годами его срывы стали все более частыми. Свежих идей, новых постановок становилось все меньше, а уровень исполнения прежних спектаклей стабильно падает (все-таки сказывается отсутствие классической актерской школы). Но театр не может находиться в законсервированном состоянии, он должен развиваться. Несколько лет назад Игорь Гладырев уходит с должности художественного руководителя и директора. Еще раньше мы с ним развелись: я разуверилась в том, что его случай излечим. Вот вы говорите "немедленное увольнение"... Думаете, мне это не советовали раньше? Да и сама все прекрасно понимаю. Но как я могу выбросить из театра человека, с которым столько прожила?! Да вообще у нас очень много общего, прошлого, семейного. Как я буду смотреть нашим знакомым в глаза? Поэтому я сказала: "Если Игорь будет уволен, следом за ним уйду и я". Так что решили оставить все как есть.

- Но спектакли Гладырева решили все же снять и репертуарную политику поменять?

- Господь с вами! Вот перед нами афиша. С начала года гладыревская "ANNA DOMINI" поставлена в репертуарный план семь раз (из них два спектакля были сорваны по причине болезни Гладырева), "Ду-Ду" - три раза, "Твой Ангел" - три раза. А тот же "Чехов" с моим участием или "Федра", где я играю главную роль, - только по одному разу. И кто кого зажимает?

Став худруком, поставила задачу поиска новых путей его развития с опорой на классические театральные традиции. Мы стали приглашать к сотрудничеству новых актеров, режиссеров. Один из них - Олег Загуменнов - ученик самого Леонида Хейфеца - поставил нам ряд потрясающих вещей. "Пушкин", "Федра". Почти каждый из этих спектаклей собирает аншлаги. А Гладырев постановки Загуменнова категорически не принимает. Наверное, чувствует, что отходит на второй план, и это его сильно раздражает. Мне кажется, Игорь искренне не понимает, что корень проблем в нем самом.

- А что вы скажете о новом директоре Анне Капустиной? Она действительно оказывает давление на творческую политику?

- Очередной бред. В "Балаганчике", как и в любом нормальном театре, творческой политикой занимается худсовет во главе с художественным руководителем. Директор на репертуар никоим образом не влияет. Просто в отличие от предыдущего директора Анна Капустина - человек более жесткий, решительный, требующий соблюдения дисциплины абсолютно от всех. Собственно, весь конфликт возник после того, как Купустина очень жестко поговорила с Гладыревым и предупредила о возможных оргвыводах. Буквально сразу же появилось это злосчастное открытое письмо.

Анна Капустина: "Пьянству в театре - не место"

"Я просто сказала Гладыреву, что пьянство на рабочем месте недопустимо, - заявила мне в телефонном разговоре директор "Балаганчика" Анна Капустина. - Я все понимаю: артисты - люди творческие, и у них есть свои слабости. Но когда человек в состоянии алкогольного опьянения играет в детском спектакле, дышит на детей перегаром, забывает свой текст, а то и вовсе срывает постановки! Извините, это уже безобразие, и я не готова это терпеть. Я не хочу, чтобы наш театр имел дурную репутацию. К тому же Гладырев своим поведением вносит смуту, распри в коллективе, пишет "наверх" всякие гадости, которые совершенно не соответствуют действительности. Ну скажите, кому это понравится?! Еще одна проблема: на постановки Игоря Альбертовича собрать зрителя сегодня очень трудно. И каждый срыв его спектаклей только усиливает эту тенденцию. Все это, мягко говоря, не лучшим образом сказывается на имидже "Балаганчика".

Что касается моего вмешательства в творческую политику... Обратите внимание на фразу из письма Гладырева: "Назначенный Вами новый директор театра Капустина А.Б. не только не сумела разобраться в специфике нашего театра, но и целенаправленно меняет жанровую направленность "Балаганчика", уничтожая тем самым нашу уникальность. Не буду приводить конкретных решений и приказов нового директора, которые к этому ведут". Знаете, почему он так пишет? Потому что подобных решений и приказов просто нет".

30 лет нищеты

Ну что же, уважаемые читатели, перед вами позиции трех разных человек из одного театра. На самом деле я общался с большим количеством тех, кто так или иначе имеет отношение к "Балаганчику". Но их слова приводить не стану. Во-первых, чтобы лишний раз не впутывать людей в чужой спор. А во-вторых, это уже действительно будет балаган.

Самое сложное, что должен сделать в этой ситуации журналист - подвести итог, сказать заключительное слово, выразить собственное мнение. Скажу честно, мне очень не хочется этого делать. Я не желаю делить участников конфликта на правых и виноватых. Здесь у каждого своя правда, свои слабые и сильные стороны. Но всех объединяет одна беда: тотальная, многолетняя нищета. Театр "Балаганчикъ" существует уже около 30 лет. Вдумайтесь только: 30 (!) лет. И не просто существует, а живет яркой, бурной, творческой жизнью. Преданные ему люди работают за копейки (а порой и вовсе бесплатно), в страшной тесноте и при диком дефиците финансовых и прочих возможностей. Мне, например, рассказывали: когда долгое время в театр не могли найти уборщицу, худрук Елена Смирнова выполняла ее обязанности сама. Сначала мыла пол перед спектаклем, а уже через час гениально играла Федру. Наверное, в таких условиях рано или поздно у кого-то должны сдать нервы.

Очень бы хотелось, чтобы конфликт в "Балаганчике" рассосался сам собой. Но мне почему-то кажется, что этого не случится. Быть может, на какое-то время страсти утихнут, но ненадолго. Может быть, кому-то придется уйти, может, театр распадется, а возможно - наоборот, у него откроется новое дыхание. Возможно все, что угодно. И я бы очень не хотел оказаться на месте начальника городского управления по культуре Виталия Емельянова, которому, судя по всему, придется что-то решать с "Балаганчиком".

Привет от товарища Сталина

В заключение хочу сказать одну вещь, которая должна очень сильно не понравиться Игорю Гладыреву и его сторонникам. Но я ее все равно скажу. Я почему-то уверен, что подавляющее большинство работающих в "Балаганчике" очень плохо относятся к товарищу Сталину. Особенно - к пресловутым сталинским репрессиям. А теперь давайте на минуту представим, что открытое письмо (которому, кстати, предшествовало еще и аналогичное закрытое) Игоря Гладырева было бы опубликовано в 1937-м году. Какой бы могла быть реакция тогдашнего очень подозрительного общества? Да однозначной: "Что-то в этом "Балаганчике" нечисто. Не засели ли там враги трудового народа?" Алгоритм последующих за этим действий различных органов власти был бы тоже предсказуемым. Даже сегодня в соцсетях сразу после публикации письма разразилась настоящая травля как Капустиной, так и чиновников администрации, ее назначивших. Попало также и Елене Смирновой, попытавшейся высказать свое, альтернативное мнение. Почему? Да потому, что люди у нас (особенно представители интеллигенции) страшно не любят власть. Но разбираться непредвзято тоже не любят, хронически не хотят слышать другое мнение. Не привыкли мы к этому почему-то. Зато привыкли мыслить шаблонами. Поверьте, точно так же мыслили и в 1937-м.

Господин Гладырев, неужели вы не понимаете, что вы поступили как минимум некрасиво? По моему мнению, фактически вы написали донос. Представляете, сколько было в 30-е годы таких же "борцов" за все хорошее против всего плохого?

Игорь Альбертович, наверняка, вы отдаете себе отчет, что главная проблема "Балаганчика" - отнюдь не директор Капустина, и что с ее увольнением жизнь ваша и ситуация в театре к лучшему не поменяются. Да, вам и всей вашей труппе нужно более просторное помещение, нужны качественно новые финансовые возможности, нужно развитие. Но разве эти проблемы можно решить кляузами на своих коллег?

Позицию Игоря Гладырева "СарИнформ" подробно описывал вчера.