Уникальному музею просят подобрать новое место
Саратовский речной флот имеет богатую историю. К сожалению, сейчас мало кто знает капитана "Самары" Михаила Овчинникова, механика легендарного Саратовского ледокола Валерия Аракчеева и других известных речников, но есть люди, которые чтят память о саратовском флоте, с упоением рассказывая о знакомстве с капитанами судов. Таких людей я встретила в музее речного флота, расположенном в корпусе №6 Домов 8 Марта. Александр Азовцев, педагог дополнительного образования в Центре туризма, краеведения и морской подготовки, и Александр Потапов, председатель общественной организации комитета ветеранов военной службы Саратовского гарнизона, - энтузиасты, капитаны, трепетно хранящие память о героях.
Снаружи трудно понять, что в этом доме вообще есть музей. Обшарпанное темное кирпичное здание с решетками на окнах больше напомнило КПЗ, ощущение несвободы усилили выкорчеванные с корнем деревья, которые валяются через дорогу от здания. Вероятно, они хранят в себе память об апокалиптической июньской погоде, напугавшей саратовцев. В трехэтажном здании темно. На входе посетителей "встречает" 500-килограммовый Адмиралтейский якорь, который подтвердил, что адресом я не ошиблась.
А ведь основанный в октябре 1921 года в Саратове "Музей волгаря" был первым в Советской России, в котором хранилась история речного флота. В нем была представлена вся история волжского судоходства и бурлачества. Музей моментально завоевал интерес саратовцев и стал одной из главных достопримечательностей города. Однако в 1935 году музею со всеми собранными экспонатами пришлось переехать в Горький (ныне - Нижний Новгород), где он существует до сих пор.
Возродить музей речного флота в Саратове решили спустя полвека. Новый музей занял почти половину первого этажа здания речного порта. Однако после смерти его директора Юрия Чернышева в 1999 году музей закрылся. В этот раз большую часть музейной коллекции сохранили, и когда музей речного флота открылся в Саратове в третий раз в 2007 году при клубе "Юный моряк", туда передали все фотографии, документы, макеты судов и сигнальные устройства с разных кораблей.
Сейчас музей работает при Центре туризма, краеведения и морской подготовки. С 2009 года в музее речного флота работает энтузиаст своего дела Александр Азовцев, который поделился с корреспондентом "СарИнформа" переживаниями, связанными с памятью о речниках.
Можно сказать, что Александр Азовцев возродил музей с нуля:
"Когда я пришел работать в музей, в нем было всего три модели различных судов, а сейчас – 37. Это не считая разных железок, которые я приношу со старых пароходов. Их отдают речники. Обычно это либо списанные, либо пришедшие в негодность детали"
.
"Музей – это память. Для меня это своеобразное возрождение традиций, славы и памяти саратовских речников. А он не работает по прямому назначению, он принадлежит центру дошкольного обучения и "плывет" вместе с ним. Даже финансирует музей городской комитет образования, как и центр. Поступающего финансирования не хватает музею, хотя, к сожалению, наш директор думает по-другому. Часто экспонаты из музея возят показывать на разные мероприятия. Но это показывает себя не речной флот, а другие организации, - сокрушается Александр Потапов"
.
Сегодня о музее знают немногие. Основная масса посетителей – это школьники, которых группами ведут в музей. С начала года здесь побывало чуть больше 700 посетителей. Все это из-за того, считает Александр Потапов, что музей расположен очень неудобно: во дворах, в малолюдном месте, где даже не убирают поваленные деревья. Мало кто сейчас знает, какой "клад" зарыт в Домах 8 Марта. Да и никогда не узнает, если все останется по-прежнему. Гости города, даже если это будут люди, заинтересованные историей речного флота, никогда не приедут в такое место. Само помещение, отданное под музей, небольшое – всего две комнаты, в которых экспонаты буквально ютятся один на другом.
"Мы не раз просили исполняющего обязанности губернатора Валерия Радаева о том, чтобы выделить этому музею другое помещение, поближе к Волге, чтобы гости города могли его посещать. Однако пока безрезультатно. Обнадеживает, что со дна Волги планируют поднять легендарный Саратовский ледокол, затонувший недалеко от Энгельса. Его корпус Валерий Васильевич пообещал отдать под музей речного флота, - с воодушевлением рассказал Александр Потапов"
.
"В музее Саратовский ледокол присутствует в виде фотографии. Этот легендарный пароход был построен в Великобритании, на заводе "Армстронг", - присоединяется к разговору Александр Азовцев. В Великую Отечественную войну ледокол участвовал в боях, в том числе и в Сталинградской битве. Мосты через Волгу возводились при его участии"
.
Саратовский ледокол обещали поднять со дна Волги полтора года назад, в декабре 2015. Для него даже определили место на набережной. Если Музею речного флота повезет и его все-таки перенесут на ледокол, то ежедневный поток туристов музею будет обеспечен. Музей речного флота снова обретет былую славу, а само музейное помещение станет еще одним городским памятником истории и культуры.
В музее очень много информации о Сталинградской битве. Александр Азовцев всегда начинает свои экскурсии по музею с планшета-панорамы "Сталинград", который он сделал собственноручно. На планшете показано, какую роль сыграл речной флот Саратова в Сталинградской битве. На макет нанесены все корабли, принимавшие участие в боях, потопленные отмечены черным маркером. Также на макет нанесен легендарный волгоградский дом 6/1 (Дом Павлова), стоявший на площади 9-го Января (ныне - площадь Ленина), в котором солдаты не один день сдерживали врага, не давая пройти дальше. Безусловно, панно – один из интереснейших музейных экспонатов.
Экспонаты музея – уникальные макеты кораблей, построенных еще в царские времена, судовые приборы, фотоматериалы о подвигах волжских моряков в Великой отечественной войне, уникальные приборы и документы. Однако это богатство до сих пор недооценено: невзрачное здание, скорее отталкивающее, нежели зазывающее гостей, неудобный микрорайон, в котором дома напоминают казармы, доисторическая лестница и постоянно гаснущий свет на лестничных пролетах напоминают фильм ужасов, в который совсем не хочется возвращаться, а тем более рекомендовать его другим людям.
"Самая главная проблема – это то, что о речниках не помнят и их не знают. Это как костер, если дров не подкидывать, то пламя быстро потухнет. Самое главное – работать через музей с детьми, со школьниками, которые сейчас мало что знают о Сталинграде и о значении Сталинградской битвы. Что уж тогда говорить о саратовских речниках и об их роли в Великой Отечественной войне?"