Братья по кризису

Как финансовая нестабильность сказалась на Саратовской области и соседних регионах?

Волна мирового финансового кризиса и ослабление рубля в 2014 году серьезно пошатнули бюджеты многих регионов РФ. Особенно нестабильной ситуация была в четвертом квартале прошлого года. Опираясь на открытую информацию Независимого института социальной политики об экономическом развитии субъектов страны, "СарИнформ" выяснил, как сильно финансовый дисбаланс сказался на Саратовской области и регионах Приволжского федерального округа.

В целом по России наблюдался спад доходов в консолидированные бюджеты регионов в октябре и ноябре. Поступления от собранных налогов на прибыль в октябре 2014 года упали до 77% относительно аналогичного показателя 2013 года, в ноябре — вообще рухнули до 72%. Межбюджетные трансферты по субъектам в октябре и ноябре 2014-го тоже снизились: 98% и 93% соответственно. Доходы по НДФЛ, как ни странно, в октябре увеличились на 9%, однако в ноябре здесь наблюдалась нулевая точка роста. В декабре происходит неожиданный скачок: по налогу на прибыль регионы собирают 133%, по НДФЛ — 115%. Даже с учетом упавших трансфертов прирост по этим трем показателям в самом конце 2014-го оказался на уровне 25%. Тенденция, по мнению ряда экспертов, связана с тем, что многие предприятия, сотрудничающие с властными структурами, получают финансовый расчет от государства именно в конце года. В это же время компании рассчитываются по долгам с работниками, платят налог на прибыль за поступившие платежи. Не факт, говорят специалисты, что динамика по поступлениям по-прежнему останется в плюсе в ближайшие месяцы.

Доходы бюджета Саратовской области в сентябре прошлого года превышали поступления за тот же месяц 2013-го на 27%. Резкий обвал случился уже в октябре — на 40% относительно сентября. А в декабре поступления в казну снизились еще на 6%. Так наша область ушла в минус относительно средней температуры по регионам на 18%. Больше всего в ПФО под конец года ударило по Республике Марий Эл: показатель минус 25% по стране и минус 65% относительно сентября. Динамика спада на примерно таком же уровне, как у нашего региона, - у Удмуртской республики, Пензенской, Ульяновской областей и Мордовии. Интересная тенденция с Кировской областью — ее бюджет в ноябре подкрепился на 27% относительно октября и на 18% по среднему показателю.

Динамика доходов в прошлом году относительно 2013-го практически по всем регионам — положительная. Исключение составили только субъекты Дальнего Востока. Саратовская область получила по доходам от налога на прибыль на 8% больше, чем в позапрошлом году, по трансфертам — на 3%.

Дефицит консолидированного бюджета Саратовской области по итогам 2014 года составил 6,2% относительно его доходов. Среди других регионов похожая ситуация у Омской области (7%), Северной Осетии (7%), Калмыкии (5,8%). Самый большой дефицит по регионам ПФО у Мордовии, Ульяновской и Самарской областей — 14,2%, 10,1% и 8,8% соответственно. Минимальный дефицит у Оренбургской 3,5% и Пензенской (3,9%) областей.

В период с февраля 2014 года по январь 2015-го долговая нагрузка на большинство субъектов ПФО увеличилась. Однако ее рост не оказался критическим. Долг бюджета Саратовской области по отношению к собственным доходам вырос буквально на 5% и составил 89%. Точно такое же положение дел в Республике Марий Эл, Пензенской, Оренбургской областях, а также в Башкортостане. По состоянию на начало 2014 года Мордовия была регионом с самыми большими долговыми обязательствами в России по отношению к собственным доходам, однако год спустя республике удалось снизить нагрузку на 25%. Долг уменьшился и у Татарстана, но незначительно — буквально на пару процентов. А вот Пермскому краю не удалось удержать почти нулевой показатель по росту задолженности — регион закредитовался на 10% больше, чем в начале 2014-го.

Всего регионы и муниципалитеты РФ накопили долгов на 2,4 триллиона рублей. Прирост за октябрь-декабрь 2014 года составил 17%. Эксперты связывают проблему с высокой долей банковских кредитов — 45% в январе 2015 года по всем субъектам.

Саратовская область как раз попала в число регионов, где объемы коммерческих займов значительно превышали размер бюджетных. Но ситуация меняется: по состоянию на начало текущего года долговая нагрузка нашего региона выглядит так: долг перед кредитными организациями — 55%, перед государством — 44%, в виде ценных бумаг и государственных гарантий — 1%. Аналогичное положение - в Пензенской области. Удмуртская республика имеет такую же нагрузку, как и Саратовская область, по кредитным займам. Однако ее задолженность по госкредитам и ценным бумагам распределена в соотношении 40% на 60%. Активно развивающийся Татарстан имеет значительное преимущество между другими субъектами ПФО — в его структуре долга бюджетные займы занимают 70%, а коммерческие лишь 3%, остальные долги - в ценных бумагах. Ровно такая же банковская нагрузка лежит на Оренбургской области - 42% своих долгов регион обязан вернуть государству. А вот Пермский край и Ульяновская область серьезно задолжали именно по коммерческим займам — 82% и 75% соответственно.

Рост задолженности перед банками во многом обуславливается необходимостью выплачивать зарплату работникам бюджетной сферы. Собственных средств на это в регионах часто не хватает. Масла в огонь добавляет факт роста окладов бюджетникам. С учетом того, что получить кредиты из федеральных структур не всегда представляется возможным, субъекты занимают деньги у коммерческих банков.

Кредитное бремя не в состоянии с себя сбросить самостоятельно больше 80% регионов. Однако некоторые субъекты сумели добиться положения, при котором долговая нагрузка вовсе не мешает им успешно развиваться. Такие регионы не в тягость федеральному бюджету. Напротив - по многим приоритетным направлениям они получают от правительства солидные преференции - субсидии, дивиденды, выгодные государственные кредиты. Саратовская область в список фаворитов явно не попала. Причины этого во многом раскрываются в цикле наших публикаций под общим названием "Бюджет развития". Положение нашего региона усугубил еще и последний финансовый кризис. Не сказать, что областной бюджет от него смертельно пострадал, но сильный удар по нему точно был нанесен. В таком же положении оказались многие другие субъекты РФ. И в федеральном правительстве, похоже, опасность - пусть пока и не явную - видят отчетливо. Реакцией на нее вдобавок к основному антикризисному плану стало недавнее решение о реструктуризации долгов: 71 регионам дадут отсрочку по погашению основной задолженности и начисленным процентам с 2025 по 2034 год включительно, а также создадут другие щадящие условия. Выхлопа ожидать стоит, но он явно не будет значительным: в лучшем случае для нашей области все вернется на круги своя, и чиновники просто продолжат ломать голову над тем, где взять деньги на зарплату учителям, не навредив при этом другим расходным статьям и без того ущербного регионального бюджета.