Страховая кампания

Как страховщики наживаются на потребителях?

В Саратове, как и во многих других крупных российских городах, оформить ОСАГО непросто. Некоторые страховые компании ставят потребителя перед выбором: либо вместе с автомобилем страхуешь жизнь, жилье или другое имущество, либо в лучшем целый месяц ждешь своей очереди, а в худшем - уходишь ни с чем. Очередь работает против гражданина с двойной силой. Во-первых, потребитель тратит драгоценное время в ожидании своей очереди. Во-вторых, он сильно рискует попасть в число тех, кого застрахуют по новым, повышенным тарифам.

В управление Роспотребнадзора по Саратовской области жалобы от жителей региона на страховщиков поступают примерно через день, сообщила "СарИнформу" начальник отдела защиты прав потребителей службы Ирина Данилова. По словам нашей собеседницы, в среднем в месяц работники управления получают по 10 письменных жалоб. Такая тенденция началась в начале осени 2014 года и продолжается по сей день.

"Параллельно нашим специалистам поступают телефонные звонки. Номер горячей линии размещен во многих местах: люди видят его и звонят. Все эти обращения фиксируются, по ним ведется работа. Жалоб очень много — иногда кажется, что они никогда не закончатся", - говорит Данилова.

В этом, собственно, удивительного мало, ведь для прекращения обращений граждан причин не видно даже на горизонте. Законодательство - а точнее, пробелы в нем - позволяют страховщикам навязывать клиентам дополнительные услуги против их воли и наживаться на этом.

С такой проблемой две недели назад столкнулась одна из наших читательниц. Женщина попала в сложную жизненную ситуацию, и ей срочно требовалось уехать из Саратова в другой город. Полис ОСАГО на тот момент оформлен не был. Саратовчанка обратилась в один из офисов компании "Росгосстрах", но там ей сказали, что оформление одной автомобильной страховки затянется на 30 дней. В качестве альтернативного варианта клиентке предложили застраховать другое имущество и тем самым ускорить процедуру оформления полиса до одного одного часа. Деваться было некуда - в итоге женщина согласилась. Ей пришлось заплатить за страховку квартиры больше тысячи рублей.

Как рассказала наша читательница, в "Росгосстрахе" ее буквально ввели в заблуждение. Когда женщина отказывалась страховать квартиру, работники организации невинно пожимали плечами и бормотали, что у них в офисе нет бланков для ОСАГО. Но как только она согласилась на дополнительную услугу, бланки невероятным образом нашлись.

Не исключено, что очереди и в других страховых компаниях создаются искусственно. Тянуть время организациям сейчас выгодно — им в таком режиме работы надо дождаться 12 апреля. По решению Банка России в этот день повышаются базовые тарифы ОСАГО на 40%, а также расширяется тарифный коридор 5% до 20%. Теперь полис обойдется водителям легковых автомобилей в 3432 - 4418 рублей вместо 2440 - 2574 рублей сегодня.

"Доказать, что вам отказали в оформлении страховки ОСАГО, практически невозможно, - говорит Ирина Данилова. - Приходит, к примеру, нам жалоба. Но она же еще должна быть подтверждена. А как как подтвердить факт нарушения? Права контрольной закупки у нас нет. Идти в бой самому клиенту — тоже не вариант. Повсюду в офисах висят таблички "Видеозапись запрещена". И ничего не поделаешь - частная собственность. Мы пишем официальный запрос в страховую компанию. Страховщики нам отвечают: "Что вы, что вы? Мы знаем закон, наши специалисты никогда никому не навязывают дополнительных услуг. А гражданин Иванов, который на нас пожаловался, к нам никогда не обращался". Все, что мы можем сделать в таких случаях - разъяснить потребителю его права и выдать ему бланк заявления, разработанный в нашем управлении. Человек пишет заявление, идет в страховую компанию. И здесь-то начинает работать Гражданский Кодекс. Отказать клиенту организация уже не может — и его просят ждать 30 дней по оферте. Если потребитель готов подождать — хорошо. Но, к сожалению, пребывать в ожидании мало кто из нас хочет. В этом вся проблема".

По словам начальника отдела защиты прав потребителей, жители Саратовской области больше всего жалуются на "Россгострах", "РЕСО-Гарантию", "Уралсиб", "Согаз" и "Ренессанс".

Мы попытались выяснить у работников этих компаний, действительно ли страховщики используют серые схемы против своих клиентов ради дополнительной выгоды. В большинстве организаций нас заверили, что проблем с выдачей полисов ОСАГО нет. Если читатели не согласны с этим - мы готовы выслушать их позицию. Желательно предоставить в редакцию письменный отказ или объявление об отсрочке в оформлении полиса ОСАГО от компании-страховщика.