Кто из иностранных производителей машин останется в России?
России стремительно сокращается автомобильный рынок. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в этом феврале продажи легковых и коммерческих автомобилей в нашей стране снизились на 37,9% по сравнению с февралем прошлого года. Больше всего потеряли "Хонда" (падение на 90%), "Опель" (86%), "Пежо" и "Шевроле" (по 74%) и "Ситроен" (73%).
На этом фоне неудивительным оказалось заявление концерна "Дженерал Моторс" о частичном уходе из России. Напомним, компания работает в нашей стране с 1992 года и владеет правами на марки "Опель", "Кадиллак" и "Шевроле". 18 марта пресс-служба российского подразделения GM сообщила, что автогигант меняет бизнес-модель. Компания по-прежнему будет выпускать для россиян премиальные автомобили "Шевроле" ("Камаро", "Тахо", "Корветт") и "Кадиллак". Выпуск серийных машин остальных марок на заводах концерна в Петербурге и Нижнем Новгороде полностью прекратится в середине года. Производство в северной столице законсервируют, а нижегородский ГАЗ сконцентрируется на отечественных машинах. В то же время "Шевроле-Ниву" продолжат выпускать на мощностях завода "Джи Эм-АвтоВАЗ".
"В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации", - добавил генеральный директор "Опель Груп" Карл-Томас Нойманн.
Для того, чтобы конкурировать с остальными марками, двух автозаводов компании не хватает. Однако и открывать новые производства GM не рискует. При этом по официальной информации "Дженерал Моторс," российский рынок был одним из самых крупных для компании наряду с американским, канадским и китайским.
Свои обязательства перед российскими дилерами GM обещает выполнить. Как именно - в компании сейчас думают. Однако представители ассоциации "Российские автомобильные дилеры" не хотят ждать у моря погоды и грозят подать против GM коллективный иск от имени 284 компаний.
"В развитие дилерских центров данных марок за последние 15 лет вложены десятки миллиардов рублей – средств российских частных инвесторов. В дилерской сети этих марок занято около 25 тысяч человек – квалифицированных менеджеров и технических специалистов. В результате решения концерна GM большинство из этих дилерских центров будут закрыты, их персонал пополнит число безработных", - сообщается на сайте ассоциации.
Там обращают внимание российских регулирующих органов на то, что дилеры уже пострадали от неожиданного ухода из страны "Сеата" (входит в концерн "Фольксваген"). Члены ассоциации приводят в пример прекращение продаж "Шевроле" в Европе к 2016 году - европейские автодилеры узнали об этих планах еще в 2012-м.
"Большинство дилеров "Шевроле" и "Опель" России получили информацию об уходе марок из СМИ, до сих пор официальные документы от автопроизводителя не получены. На наш взгляд, данная ситуация недопустима для цивилизованного рынка", - негодуют представители "Российских автомобильных дилеров".
Члены ассоциации следят и за ситуацией с "Ссанг Йонгом". Корейские внедорожники производят во Владивостоке на заводе "Мазда-Соллерс". Компания с 50-летней историей - новичок на нашем рынке: первые "Ссанг Йонги" появились в России в 2009 году. Недавно в компании обещали прекратить импорт и производство машин. Но о полном уходе из России речи не идет, заявила "СарИнформу" пресс-секретарь компании Екатерина Калинская.
"Действительно новые поставки автомобилей "Ссанг Йонг" в Россию временно приостановлены по обоюдному решению сторон, так как резкое падение спроса и рост цен из-за девальвации рубля не позволяют пока рассчитывать на стабильные продажи автомобилей в России. Вместе с тем, "Соллерс" продолжает выполнять все обязательства по сервису и поставкам запчастей. Завод "Мазда-Соллерс" работает в обычном режиме - производит ранее поставленные комплекты и стабильно выпускает автомобили "Мазда", - сообщила пресс-секретарь.
Но без иномарок авторынок России не останется. В самый разгар кризиса - в декабре 2014-го - компания "Форд" открыла завод в Набережных Челнах. Кроме того, автогигант в феврале несколько обновил свою линейку легковушек. Судя по всему, "Форд" постарается занять нишу, освобождаемую "Дженерал Моторс".
По всей видимости, останутся в стране и традиционно сильные на нашем рынке немецкие автопроизводители - "Фольксваген", "БМВ", "Мерседес" и "Ауди". Несмотря на потери (28% по сравнению с февралем 2014-го у "Ауди"), немцы представляют россиянам новые модели, участвуют в госпрограммах и разворачивают активные рекламные кампании. Также нет причин уходить из страны "Киа" (потери в феврале - 6%), "Лексусу" (рост - 11%) и "Порше" (рост - 119%). Продажи премиальных автомобилей, как и вообще всего премиального, в кризис лишь увеличились. Конечно, без иномарок россияне не останутся, но передел авторынка в стране неизбежен.
"Изменение нашей бизнес модели в России является частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем. Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой", - цитирует пресс-служба GM слова президента компании Дэна Аммона.