Борьба за тепло

Можно ли найти управу на нерасторопных коммунальщиков и непонятливых соседей?

В доме на Чапаева, 79, который находится в самом центре Саратова, уже долгое время ведется война за тепло в квартирах жильцов. На одной стороне, словно сговорившись, оказались управляющая компания, обслуживающее этот дом ЖЭУ и администрация Кировского района города. На другой — жители, которые вроде бы имеют право голоса, но их мало кто слышит.

Коммунальные перипетии начались два года назад, когда дом без ведома жильцов передали в управление УК "Жилстройсервис". По сути, объясняют жильцы дома, его передали самим себе: управляющая компания вроде бы поменялась, но работники в ней трудятся те же, что и в прошлой. Первая проблема заключается в том, что с начала отопительного сезона по выходным, будто по традиции, в доме стало исчезать тепло. Те жители, чьи квартиры располагаются над аркой посередине дома стали замечать, что по четвергам или пятницам трубы холодеют, а тепло появляется только в начале следующей недели. Мы обратились за разъяснением ситуации в управляющую компанию "Жилстройсервис" и обслуживающее этот дом ЖЭУ-18.

В администрации Кировского района объяснили, что в октябре по всему городу ситуация с отоплением была нестабильной и его часто отключали. А вот о том, что происходило в последние три месяца — мнения кардинально разошлись. Житель одной из квартир, в которых систематически холодеют трубы Александр Зрячкин рассказал что, отключения происходят почти каждую неделю в течение нескольких месяцев. Исключения составляли новогодние праздники, когда тепло все-таки было. На обращения в ЖЭУ ему отвечали, что в выходные дни коммунальщики не работают, а то и вовсе отключали телефон. Жильцы возмущаются, почему при таком "режиме" подачи тепла они продолжают платить за него в полном объеме, ведь УК перерасчет не производит.

Директор УК "Жилстройсервис" Петр Бардаченко заявил, что регулярные отключения - это неправда. Временные проблемы по одному из стояков он объяснил тем, что в одну квартиру у них нет доступа. Это подтверждают и жильцы, которые сами общались с хозяйкой той квартиры. Она объясняет, что коммунальщики хотят вскрывать полы в ее квартире, чтобы добраться до проблемного участка коммуникаций, но она не хочет ничего решать в отсутствие мужа, который на днях должен вернуться.

По Жилищному кодексу РФ стояки или их части принадлежат всем собственникам дома. Своим отказом в доступе к ним (что и делает жительница) хозяева квартиры подвергают и себя, и соседей опасности - может возникнуть аварийная ситуация, если, к примеру, на этом участке труба прорвется.

Директор "Жилстройсервиса" Петр Бардаченко это подтверждает:

Нужно заменить трубы. Доступ к общедомовым коммуникациям должен быть беспрепятственным и круглосуточным. В квартиру нас не пускают, и мы повесили объявление, предупредив об этом жильцов.

Возникает вопрос: почему только сейчас заговорили о "закрытой квартире", когда проблема существует уже несколько месяцев? Начальник ЖЭУ-18 Лилия Горшкова попыталась объяснить, что трубы отопления едва удается поддерживать в рабочем состоянии. Она подтвердила, что стояки нужно менять, а для этого необходимо вскрывать пол в квартире, чему ее хозяйка активно сопротивляется. Сейчас трубы настолько изношены, что появилось много проблемных участков, которые засоряются или в систему попадает воздух. Вот и приходится работникам ЖЭУ, как они выражаются - "ставить стояк на протяжку", чтобы тепло хоть как-то поступало в дома. Отключений, по словам Лилии Горшковой, было "всего четыре" с начала отопительного сезона.

Начальник государственной жилищной инспекции Саратовской области Юлия Абрамова рассказала о том, на что имеют право жильцы дома:

Организация должна принять все необходимые меры, чтобы получить доступ к помещению и провести ремонт. Если ни один из законных способов не работает, то нужно обращаться в суд, чтобы хозяева квартиры позволили провести ремонт. Если возникла аварийная ситуация, то работники ЖЭУ могут вместе с представителями правоохранительных органов зайти в квартиру. Если ситуация с коммуникациями не критичная, то менять их нужно в теплое время года, что было бы логично.

Есть постановление РФ № 354, которое регулирует правила предоставления коммунальных услуг, где прописано, что максимальное время отсутствия отопления — 24 часа за месяц. Если отключение разовое, оно не должно длиться больше 16 часов при температуре воздуха до 18 градусов, не более 8 часов — если на улице от 10 до 12 градусов и до 4 часов при более низкой температуре. Если перерывы в подаче тепла больше, то производится перерасчет. За каждый час размер платы уменьшается на 0,15% от стоимости отопления за месяц. Что касается качества отопления, то в квартирах температура должна быть не ниже 18 градусов, а в угловых квартирах — не меньше 20 градусов. Если температура меньше, то перерасчет происходит по той же схеме — 0,15% за каждый час.

Все нарушения фиксирует аварийно-диспетчерская служба, которая есть при управляющей организации. Они должны сообщить жильцам, почему нет тепла. Если сотрудник не может дать ответ, он должен собрать комиссию и направить ее, чтобы установить причину. Эта же комиссия должна составить акт, где прописаны нарушения. С этого момента хозяин квартиры имеет право на перерасчет до тех пор, пока тепло не восстановят. Если комиссия не приходит, собственники жилья сами могут составить такой акт, пригласив представителей совета дома и двух независимых людей. Эти бумаги направляются в управляющую организацию. Если она не реагирует на обращение, можно жаловаться в суд.

Вчера Александр Зрячкин сообщил, что и после возвращения хозяина квартиры, в которую не пускали коммунальщиков, проблема не решилась. Перерасчет жильцам за отопление сделали, но только за январь. Они же считают необходимым вернуть деньги за ноябрь и декабрь. По словам Александра Зрячкина, сотрудники ЖЭУ "просто не шевелятся, никаких признаков их работы нет".