Крупные города России - в шаге от управленческого коллапса
Противоречивые поправки к закону о местном самоуправлении, предлагающие создать депутатские собрания в городских районах и отменить прямые выборы мэров, были одобрены в первом чтении депутатами Госдумы. Координационный совет Союза парламентов городов РФ, ссылаясь на сырость законопроекта, выступил с предложением о его доработке.
Ранее "СарИнформ" подробно писал об особенностях муниципальной реформы. Напомним, законодатели предлагают распространить по крупным городам двухуровневую модель организации МСУ. Речь идет о введении двух новых видов муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Их создание должно осуществляться в соответствии с законами субъектов федерации. Главы муниципальных районов будут избираться только депутатами этих же районов. На избранных возложат полномочия председателя собрания. Система прямых выборов мэров, работающая сейчас в некоторых городах, будет ликвидирована. Главы местных администраций будут назначаться по контракту, по результатам конкурса. В парламенте городского округа с внутригородским делением будет равное число депутатов от каждого района - вне зависимости от размера и численности населения районов. Реформа должна коснуться 67 городов с районным делением (56 из них — региональные центры). Таким образом при реализации нововведения количество депутатов в каждом городе должно увеличиться в пять-семь раз. В сельских поселениях главе муниципального образования разрешат исполнять полномочия главы местной администрации.
В конце апреля участники Координационного совета Союза парламентов городов выступили с инициативой отозвать законопроект на доработку. Свою позицию они объяснили нецелесообразностью введения двухуровневой модели местного самоуправления. Многие главы парламентов выразили мнение, что муниципальная реформа не может быть проведена без закона, уточняющего финансовые полномочия органов МСУ. В Координационном совете пообещали отправить резолюцию Президенту, в Госдуму, Совет Федерации и вице-премьеру Дмитрию Козаку, который отвечает за перераспределение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными властями.
По мнению главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана, закон главным образом направлен на отмену прямых выборов мэров крупных городов.
По мнению Ройзмана, "отмена прямых выборов мэров лишает население возможности участвовать в политической жизни":
Мэр Екатеринбурга негативно отозвался и об идее внутригородского деления:
Евгений Ройзман предположил, что в случае деления больше миллиарда рублей уйдет только на содержание всех дум в Екатеринбурге при условии, что сейчас содержание одной городской думы обходится в 140 миллионов.
В Татарстане многие из поправок уже действуют - там отсутствуют прямые выборы глав районов и мэров городов (они избираются из числа депутатов), а основная часть полномочий сельских поселений передана на районный уровень. Однако в целом реформу многие в республике называют "ошибочной". Глава совета муниципальных образований Татарстана Минсагит Шакиров усомнился, что Казань выиграет, если будет разделена на семь внутригородских районов (сейчас они существуют только как административно-территориальные единицы). По его мнению, власть от вступления в силу поправок доступнее для населения не станет.
Нововведение, по ее словам, приведет к увеличению чиновничьего аппарата в полтора раза и росту расходов на содержание местной власти на 400 миллионов рублей и разногласию между муниципалитетами.
Солидарен с этой позицией и глава горсобрания Магнитогорска Александр Морозов:
На заседании Морозов подчеркнул:
Председатель Координационного Совета Союза представительных органов муниципальных образований РФ, глава города Калуги Александр Иванов признал, что законопроект действительно требует доработки.
Иванов добавил, что в законе обязательно должны быть четко прописаны финансовые полномочия органов местного самоуправления. Также, по его мнению, регионы должны будут сами определиться с моделью построения системы местного самоуправления. Главное, как сказал председатель КС, чтобы муниципалитеты реализовали поставленную Президентом задачу - максимально приблизить власть к населению.
Поправки, напомним, вызвали массу вопросов у главы Саратова Олега Грищенко:
Олег Грищенко также считает нелогичной новую концепцию формирования парламента городского округа, в котором должно быть задействовано равное количество народных избранников от каждого района.
Если закон вступит в силу, в Саратове появятся шесть внутригородских муниципальных образований (по числу районов города) со своими представительными органами. Кроме того, в городской думе будут работать депутаты из районов. Они же смогут избирать из своего состава главу города.
Мы для себя сделали вывод: возмущение грядущей муниципальной реформой возникло не на пустом месте. Обсуждаемые поправки по идее направлены на совершенствование системы местного самоуправления, уменьшение дистанции между населением и властью. Однако при внимательном изучении законопроекта выясняется, что районные собрания депутатов не будут подкреплены финансово (во всяком случае этот момент пока нигде не прописан). Но при этом на поселенческие думы, вне всяких сомнений, повесят массу полномочий. А как их исполнять без денег? Но самое плачевное — то, что до боли абсурдные поправки уже приняты в первом чтении. Если закон будет одобрен в том виде, какой он есть сейчас, реформа, похоже, приведет не к усовершенствованию системы МСУ, а к ее коллапсу. Теперь вся надежда на то, что Президент услышит критику ожидающихся преобразований и примет верное решение.
"СарИнформ" будет следить за развитием ситуации.