Полностью ли продумана концепция новой системы местного самоуправления?
В Госдуму РФ внесен законопроект, предлагающий создать депутатские собрания в городских районах и отменить прямые выборы мэров. Документ, едва появившись в открытых источниках, вызвал широкий общественный резонанс. В особенностях противоречивой реформы местного самоуправления разбирался "СарИнформ".
Дискуссии вокруг муниципальной реформы идут дольше трех месяцев. Напомним, в декабре 2013 года Президент РФ Владимир Путин, выступая перед Федеральным Собранием, заявил о необходимости реорганизовать систему местного самоуправления (МСУ).
По словам Президента, в системе МСУ ряда городов сейчас много проблем: дисбаланс ресурсов и ответственности, неразбериха с полномочиями, которые перебрасываются с одного уровня власти на другой, плюс ко всему - коррупционные скандалы.
Тогда же по поручению российского лидера была сформирована рабочая группа для подготовки законопроекта. На днях работа завершилась, и поправки к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" были внесены для рассмотрения в Госдуму.
Законодатели предлагают распространить по крупным городам двухуровневую модель организации МСУ. Речь идет о введении двух новых видов муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Их создание должно осуществляться в соответствии с законами субъектов федерации. Главы муниципальных районов будут избираться только депутатами этих же районов. На избранных возложат полномочия председателя собрания. Система прямых выборов мэров, работающая сейчас в некоторых городах, будет ликвидирована. Главы местных администраций будут назначаться по контракту, по результатам конкурса. В парламенте городского округа с внутригородским делением будет равное число депутатов от каждого района - вне зависимости от размера и численности населения районов. Законотворцы в пояснительной записке отмечают, что реформа коснется 67 городов с районным делением (56 из них — региональные центры). Таким образом при реализации нововведения количество депутатов в каждом городе должно увеличиться в пять-семь раз. В сельских поселениях главе муниципального образования разрешат исполнять полномочия главы местной администрации.
Если закон вступит в силу, в Саратове появятся шесть внутригородских муниципальных образований (по числу районов города) со своими представительными органами. Кроме того, в городской думе будут работать депутаты из районов. Они же смогут избирать из своего состава главу города.
Обнародованные поправки вызвали массу вопросов. Глава Саратова Олег Грищенко, к примеру, усомнился в эффективности наличия представительных органов в каждом районе:
Олег Грищенко также считает нелогичной новую концепцию формирования парламента городского округа, в котором должно быть задействовано равное количество народных избранников от каждого района:
Не прописано, как заметил глава Саратова, в законопроекте и четкого разграничения полномочий города и его округов по тем или иным вопросам:
Олег Грищенко также опасается возникновения конфликтных ситуаций из-за того, что половину членов конкурсной комиссии по выборам сити-менеджера будет назначать представительный орган, а другую половину – губернатор. Без ответа остается и финансовый вопрос.
Заметим, документ вызвал сомнения даже у тех, кто по своим политическим убеждениям вынужден постоянно идти наперекор политическому большинству. Коммунист Сергей Афанасьев, к примеру, открыто заявил, что поддерживает позицию главы Саратова:
Солидарны с мнением о противоречии нововведения и многие эксперты "СарИнофрма".
У депутата облдумы Леонида Писного - двоякое отношение к реформе. По его мнению, положительный момент в том, что в сельской местности депутат представляет 200 человек, а в городе - несколько тысяч. А значит, говорит он, в сельской местности депутат лучше знаком с местными проблемами. С другой стороны, как считает Писной, не стоит рисковать, ломая систему местного самоуправления, которая формировалась 20 лет.
Другой наш эксперт - общественник Мартирос Казаросян - никаких проблем в проекте закона не видит:
Мы для себя отметили: законопроект никак не регламентирует финансовые правила деятельности низового уровня самоуправления. Можно предположить, что авторы пытаются переподчинить администрации районов не городским властям, а районным собраниям депутатов. Но ни слова не сказано о том, будут ли у районов собственные поселенческие бюджеты, то есть основной ресурс для исполнения властных полномочий. Если нет - то для чего вообще нужна реформа? Она лишь увеличит управленческий и представительный аппарат на местах, но ни на йоту не приблизит муниципалов к решению местных проблем. если да - то каковы источники доходов районных бюджетов? Не придется ли вслед за законом об МСУ переписывать Налоговый и Бюджетный кодексы?
Повторимся, только-только появившись в открытых источниках, поправки в закон об МСУ вызвали волну критики в обществе. Такой поворот заставляет задуматься: а все ли в порядке с изначальной концепцией реформы? Ведь именно она определит, как будет развиваться не наш город, но и еще 66 российских мегаполисов. "СарИнформ" будет следить за развитием ситуации.