Телефоны для связи
Статьи
Бойкот без оттенков "серого"
16 декабря 2013, 14:07

Почему саратовские пассажиры могут остаться без междугородных автобусных маршрутов?

Работники автовокзалов Самарской области устроили крупную забастовку. Они протестуют против засилья нелегальных перевозчиков. Протестующие компании уже отменили все рейсы на 17 декабря 2013 года до 16.00. На территории Саратовской области "теневой" транспортный бизнес, напомним, — явление тоже довольно распространенное. Потому вполне логично предположить, что развитие самарского сценария возможно и в нашем регионе.

"СарИнформ" неоднократно поднимал проблему, связанную с наличием недобросовестных компаний на саратовском рынке перевозчиков. Такие фирмы, напомним, вносят в транспортную сферу области существенные негативные факторы. Во-первых, пассажиры автобусов, принадлежащих "серым" организациям, практически не защищены от террористов. Во-вторых, такие автобусы, маскируясь под видом заказных, часто занимаются извозом без лицензии. Поступления в бюджет, соответственно, снижаются до минимума. В-третьих, из-за "левых" компаний порядочные перевозчики становятся абсолютно неконкурентоспособными. Точно такие же явления достигли точки кипения в Смарской области и вылились в итоге в крупные акции протеста.

В частности, генеральный директор ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" Фания Хакимова обвинила региональные власти в переделе рынка в пользу нелегальных перевозчиков и заявила, что единственный способ борьбы с произволом административного ресурса - это забастовка. О ее причинах подробно описано на официальном сайте "Автовокзалов":

"Ситуация сложившаяся в сфере регулярных перевозок в Самарской области, когда Министерство транспорта, при поддержке депутатского корпуса, всем своим административным ресурсом осуществляет передел рынка в пользу нелегальных перевозчиков, стала невыносимой. Сращивание бизнеса, криминала и власти в регионе привело к тому, что «конкуренты» ведут себя безнаказанно в традициях 90-х. Автобусы обстреливают из оружия и жгут, стекла бьют, колеса прокалывают, водителей, работников автостанций и пассажиров запугивают и избивают, маршруты покупают и продают. Мы, начавшие свой бизнес с нуля и все это время честно исполняющие свои обязанности перед гражданами, не готовы сдать завоеванные нами позиции бандитам, даже если они и поддерживаются властью".

В этом обращении подчеркивается, что 17 декабря 2013 года перевозчики и операторы автовокзалов Самарской области (в том числе ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области") отменяют все регулярные рейсы и продажу билетов на них.

Президент Торгово-промышленной палаты Саратовской области Максим Фатеев видит решение проблемы в разумных действиях представителей власти и самих перевозчиков.

- При таких забастовках больше всего жаль пассажиров. Потому, считаю, ситуацию исправлять, прежде всего, должна местная власть. Нужно искать рычаги, сканировать данные по госзакупкам, проверять лицензии и так далее. Добросовестным перевозчикам, на мой взгляд, надо действовать слаженно. Один в поле — не воин. В Саратовской области, к примеру, тоже возникали похожие напряженные ситуации. Но перевозчики объединялись в гильдии, и это помогало им. Того же желаю и самарским компаниям. Вместе вполне реально противостоять любой несправедливости.

По мнению председателя правления Клуба ИТ-директоров Саратовской области Алексея Фортунатова, местные саратовские власти ни в коем случае не допустят повторения самарской забастовки:

- Я считаю, что по любому социальному направлению должна вестись аналитика. И я уверен, что наши представители власти, отвечающие за транспортную отрасль, внимательно следят за тем, что происходит в других регионах. Выводы, скорее всего, уже сделаны. Так что надеюсь, подобных акций у нас не повторится, так как предпосылки к ним будут пресечены заранее.

Гендиректор ОАО "Межгородтранс" Михаил Любарский смотрит на самарские забастовки как на отчаянный шаг добросовестных перевозчиков, попавших в безвыходное положение. Однако он тоже считает, что саратовские власти сделают для себя нужные выводы и примут верное решение:

- Забастовка перевозчиков в России — случай беспрецедентный. Есть даже законодательные ограничения на такие действия. Однако необходимо признать, что так называемые "заказные" перевозки — это серьезная проблема для многих регионов, в том числе и для Саратовской области. Сращивание власти и теневого бизнеса усугубляет ситуацию. В результате колоссальные потери несет бюджет. Из-за низкого уровня организации безопасности и качества перевозок страдают пассажиры. Растет социальная напряженность. Мудрые учатся на чужих ошибках. Считаю, наши власти сделают для себя выводы и предпримут системные меры, чтобы такие ситуации не произошли в Саратовской области.

Александр Дегтярев, депутат Саратовской городской Думы:

- Я с представителями нашего Автовокзала и междугородними перевозчиками не знаком. Не знаю, как бы они поступили на месте самарцев. Однако уверен: местные власти уже глубоко изучили ситуацию в Самаре, чтобы не допустить ее повторения.

Депутат Саратовской областной Думы Леонид Писной сообщил "СарИнформу", что представители горадминистрации и сотрудники прокуратуры в настоящее время делают все, чтобы местные перевозчики могли конкурировать на равных условиях.

- Мы решили действовать на опережение. Уже сейчас, к примеру, в районе привокзальной площади проводятся рейды. Перевозчиков проверяют на уровень антитеррористической безопасности, на наличие лицензий и так далее. Эти ревизии будут проходить до тех пор, пока не появится уверенность, что нарушения устранены, или хотя бы сведены до минимума.

Андрей Крупин, член Общественной палаты Саратовской области:

- Я неоднократно присутствовал на различных встречах в комитете транспорта региона. Могу сказать, что на каждом из таких мероприятий большое внимание уделяется вопросам перевозок. Всплывают, конечно, негативные моменты, но все они решаемы. Во всяком случае, предпосылок к забастовкам не вижу. Также скажу, что я сторонник мирных переговоров — уверен, любой вопрос можно решить в правовом поле за столом. По ситуации в Самаре, думаю, пока рано делать какие-то выводы. Разобраться, кто прав, а кто виноват, должны правоохранители.

Министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский:

- Ситуация под Самарой характерна для всей России. Государство выпустило из рук управление такой отраслью, как автомобильный пассажирский транспорт и маршрутное такси. Так же, как потеря управления производством и реализацией алкоголя, так и потеря управления пассажирским транспортом сильно сказывается на доходах бюджетов всех уровней. Здесь и вторая сторона – качество обслуживания пассажиров резко упало. И что самое страшное, упала безопасность перевозок. Когда я сам езжу за рулем по городу, то вижу, что одними из самых наглых и неподготовленных водителей являются водители маршрутных и обычных такси. Об этом же говорят и произошедшие в последнее время аварии с маршрутными такси. Давайте вспомним Камышин, Пензенская область и команда КВН, Хвалынск. Раньше авария с участием пассажирского транспорта была чрезвычайным событием, сегодня же мы ежедневно об этом узнаем, а реакции нет. Вчера в мой адрес поступило обращение, где задается вопрос, как во время учебного процесса командируется команда КВН без сопровождающего, на каком-то «левом» маршрутном автобусе, и никто из организаторов не несет ответственности за последствия. То есть проблема эта - комплексная, нарыв, который вскрылся в Самаре, должен решаться по всей стране.

Мы также попытались получить от председателя комитета транспорта Саратовской области Василия Разделкина оперативный ответ на вопрос: допускает ли он повторения самарской акции в нашем регионе. Вот что нам ответил по телефону пресс-секретарь комитета Алексей Корж:

- Вообще не понимаю, как можно сопоставлять события в Самарской области и в Саратовской. В Саратове — своя ситуация как с "серыми" перевозчиками, так и с "белыми". Официальный запрос делайте - мы вам дадим комментарий.
Подпишитесь на наши каналы и получайте самые важные и интересные новости первым
267