Чем автобусы волгоградского перевозчика могут быть опасны для жителей Саратовской области?
На протяжении последних нескольких месяцев в нашу редакцию регулярно поступают жалобы от жителей Саратова на низкий уровень антитеррористической безопасности стадиона «Локомотив». Беспокойство горожан в первую очередь связано с тем, что на территории этого спортивного объекта — в месте массового скопления людей - простаивают автобусы фирмы «Ной», в которых без особого труда можно спрятать бомбы. «СарИнформ» выяснял, чем именно «примечателен» перевозчик «Ной» и по каким соображениям он разместился на спортарене.
Что есть «Ной»?
Если верить официальному сайту перевозчика, ООО "Ной" появилось в 1992 году в Волгограде и с тех пор «оказывает транспортные услуги населению». На портале уточняется, что автобусы фирмы «выполняют заказные перевозки по России, странам СНГ и Европы». О коммерческой деятельности в Саратовской области на головном интернет-ресурсе — ни слова. Стоит обратить внимание, что «Ной» - это не единственная организация, а группа компаний. Как следует из реестра Федеральной налоговой службы, фирм под этим брендом в России — не менее семи. Есть филиалы в Камышине, Волгограде и, разумеется, Саратове. Деятельность же ГК гораздо разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо автобусных перевозок, «Ной» нашел себя в такси-услугах, организации туров по России, государствам Европы, Африки и странам ближнего зарубежья. Тем не менее, при всей развитости и полипрофильности фирмы имена ее руководителей и аффилированных лиц по каким-то причинам всегда остается в тени. Нет их ни на сайте, ни в прессе, ни на рекламных продуктах. Спрашивается, с чего бы топам такого солидного транспортного предприятия "прятаться" от общественности? Но прятки - прятками, а "СарИнформ", изучив ряд документов Высшего Арбитражного суда РФ, выяснил, что руководящие посты ООО "Ной" поделили Мезников Анатолий Дмитриевич и Мезников Георгий Дмитриевич.
Саратовское "отделение" ГК, как следует из тех же материалов налоговиков, носит название ООО «Ной 64». Тем не менее, на местном сайте это незамысловатое наименование коммерсанты по каким-то причинам решили не упоминать. Документы, полученные нами из министерства молодежной политики, спорта и туризма региона, говорят о том, что саратовскую организацию возглавляет некий индивидуальный предприниматель Соловьев В.В.
Туманным остается и истинный профиль деятельности фирмы. С одной стороны, она позиционирует свои автобусы как маршрутные. На это указывают постоянное расписание в кассах и информация на официальном сайте. С другой стороны, «Ной» параллельно возит пассажиров и по заказу. На том же саратовском официальном портале, к примеру, указаны «условные» тарифы на заказные перевозки. Расставить точки над «i» в этом вопросе мы попросили председателя комитета транспорта Саратовской области Василия Разделкина. Но его заместитель Андрей Дармограй, сославшись на федеральное законодательство, ничего вразумительного в официальном письме так нам и не ответил. Отсканированный документ — ниже. Столь «универсальная» работа перевозчика наводит на мысли, что бизнесмены нагло перешагивают все границы федерального транспортного законодательства, осуществляя рейсовые перевозки под видом заказных. Это позволяет им не проходить процедуру лицензирования, которая подразумевает довольно затратные мероприятия и процедуры. Таким образом, "Ной" и его филиалы получают прекрасную возможность демпинговать в отношении легальных перевозчиков. Например, можно обойтись без медосмотров водителей и ТО транспорта, не платить за лицензии и сэкономить еще много на чем.
Пристанище для избранных
Свою «тихую гавань», то бишь стоянку, перевозчик, как мы уже неоднократно писали, нашел на саратовском стадионе «Локомотив». Свободный доступ к ней для автобусов открыт с улицы Аткарской. Сама заасфальтированная стоянка, по данным минспорта, имеет площадь 120 в квадратных метров. Эта территория огорожена забором стадиона и тщательно охраняется секьюрити, так что спокойно прогуляться по ней простым смертным не удастся — проверено корреспондентом «СарИнформа». Находиться на этой земле позволено только ноевским водителям и их пассажирам. И то для последних отведен лишь небольшой «пятачок» с остановкой. В нескольких метрах от нее — касса «Ноя», в которой, кстати, приторговывают билетами лотереи «Золотой Ключ». Точно такая же касса размещена и на Привокзальной площади.
Фирма-перевозчик арендует указанную выше стоянку у госучреждения «СОСДЮСШОР по футболу «Сокол» и платит за ее использование по 54,3 тысячи рублей в месяц («Сокол» же является подведомственным учреждением минспорта). Кроме того, «Ной» снимает 4 помещения на стадионе площадью 7,9, 38,9, 14,3 и 93,1 квадратных метра. Месячная арендная плата за них в целом составляет 89,1 тысячи рублей (соглашение действует с 1 сентября 2013 года и продлится до 31 июля 2014 года). Словом, парковка обходятся автобусным предпринимателям чуть ли ни в два раза дешевле помещений. На деле же невооруженным глазом видно, что заасфальтированная стоянка гораздо больше указанных в документации 120 квадратных метров. Другой тревожный синдром площадки для автобусов - ее "безграничность", а именно - асфальт от ноевской парковки простирается почти до самого футбольного поля и "заворачивает" за административное здание. В общем, кто и каким макаром измерял расстояние территории, остается под большим вопросом. Тем не менее, мы не исключаем, что информация в присланных нам из министерства, может быть достоверной. Только вот соответствует ли документации реальное положение дел, когда на "бескрайней" парковке вперемешку паркуются автобусы и "Ноя", и "Сокола"?
Изучая процесс эксплуатации стадиона, мы пришли еще к одному выводу: помещения спортивного объекта предпринимателям сдаются далеко не на «братских» условиях. По данным министерства молодежной политики, «Локомотивом» пользуются 11 частных предпринимателей и 13 организаций, чья деятельность связана со спортом. Публикуем расценки. ЗАО "Экономбанк", чей банкомат «вмурован» в здание стадиона, платит "Соколу" по 1 тысячи рублей в месяц за квадратный метр. А вот ИП Подметалину сдают территорию по 311 рублей за квадратный метр. Разница — почти 70%. В 336 рублей обходится квадратный метр помещения для ООО «Капстрой». Чуть больше (396 рублей) платит ОАО «Вымпелком». «Ною» квадратный метр обходится в 578 рублей.
Для спортсменов, как следует из информации министерства, условия аренды в среднем выгоднее, чем для коммерсантов. «Саратовская областная федерация футбола» снимает квадратный метр помещения в месяц за 284 рубля. ГБОУДОД «СОСДЮСШОР «Олимпийские ракетки» - за 43 рубля. Иван Анатольевич Паркин - за 17 рублей. 176 рублей стоит квадратный метр для занятий студентов СГУ. Футбольному клубу «Сокол» сдают метр помещения за 131 рубль. Как видим, и для спортсменов условия созданы далеко не равные.
О письмах и отписках
Добыть изложенную выше информацию оказалось не так-то просто из-за того, что министр молодежной политики, спорта и туризма области Наиля Бриленок оказалась не готова к открытому диалогу с «СарИнформом». Первый наш запрос о структуре "Локомотива" и тех, кто им пользуется, чиновница попросту проигнорировала. Ровно через неделю после отправки запроса мы напомнили пресс-службе министерства о том, что, согласно закону о СМИ, ответ должен был быть уже предоставлен. Прошло еще два дня, и чиновники прислали нам оповещение «об отсрочке в предоставлении информации», хотя по федеральному закону "О СМИ" они должны были это сделать в трехдневный срок. Министр сослалась на матч между "Соколом" и "Крыльями Советов", из-за которого ответ якобы "потребовал дополнительного времени для подготовки". Затем прошла еще неделя, и мы, наконец, получили долгожданное письмо. Правда, толку от этого оказалось не слишком много - ряд вопросов так и остался без ответов. Потому мы направили Наиле Булатовне повторный запрос информации и параллельно сообщили губернатору Валерию Радаеву о законспирированности чиновников минспорта. Через несколько дней пресс-секретарь главы региона Нина Попова сказала нам следующее:
Подействовало. Второе письмо из министерства пришло вовремя и содержало уже более развернутую информацию об арендаторах стадиона. Однако данные о снимаемой "Ноем" стоянке вновь оказались "урезанными". В частности, в письме было сказано про стоимость аренды стоянки лишь на ноябрь 2013 года. Обязанность разъяснять "СарИнформу", что договор между "Соколом" и автоперевозчиком заключен на весь текущий год, госслужащие почему-то возложили на пресс-секретаря министерства. В ходе беседы с ней, кстати, выяснилось, что в правительственной структуре Наили Булатовны никто не знает, будет ли "Ной" сотрудничать с госучреждением в следующем году. Опираясь на это обстоятельство, можем предположить, что перевозчики совсем скоро покинут спортплощадку. И у них, по мнению многих наших читателей, на то есть ряд веских причин. Поговорим о них подробнее.
Безопасность по понятиям
После ознакомления со списком пользователей "Локомотива" мы поинтересовались у высокопоставленных чиновников областного правительства, как обстоят дела с антитеррористической безопасностью спортивного объекта. А именно, этот вопрос мы задали вице-губернатору области Денису Фадееву, а также зампредам Михаилу Горемыко и Сергею Канчеру. Двое последних переадресовали запрос в то же минспорта. И вот что нам ответили:
Ответ Дениса Фадеева, кстати, слово в слово дублирует указанные выше строчки. Позиция представителей правительства, мы считаем, несколько расходится с понятием "забота о безопасности". И вот почему. Вечером 30 октября 2013 корреспондент "СарИнформа" побывал на ноевской стоянке. Как видно на фотографиях с места, автобусы, в которых, кстати, легко можно припрятать бомбы, свободно заезжают на площадь «Локомотива». Примечательно, что именно в тот момент, как сообщает наш корреспондент, на стадионе проходили различные тренировки. Их, возможно, и нельзя причислить к спортивно-массовым мероприятиям, о которых говорили Фадеев и Бриленок. Тем не менее, на остановке, на самой спортивной арене и в раздевалках тогда находилось немало людей. Так почему же чиновники не проронили ни слова об их защищенности? Впрочем, есть вероятность, что в ближайшее время автобусы фирмы "Ной" попадут под проверку силовиков на террористическую опасность. В УФСБ по Саратовской области заверили, что внимательно следят за нашими публикациями.
О земле и ее назначении
И вот мы подошли, пожалуй, к самому важному. Для каких конкретно нужд предназначена земля, отданная госучреждением "Ною" под стоянку? Специалисты Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии региона предоставили "СарИнформу" информацию о самом большом земельном участке стадиона площадью 41211 квадратных метров. На нем - поле, административные здания и сама парковка.
Если автобусы простаивают там, где должны располагаться социальные, научные, спортивные и "духовные" объекты, спрашивается, используется ли земля по назначению?
Процессуальное чтиво
Примечательно, что у "Ноя" - не только "мутное" настоящее, но и "темное" прошлое. Материалы дела Центрального районного суда Волгограда говорят о следующем. Летом 2011 года прокуроры потребовали, чтобы перевозчик освободил 13 квадратных метров земли в центре Волгограда. На этом муниципальном участке, как выяснилось в суде, «Ной» самовольно установил киоск и продавал через него билеты на свои автобусы. При этом землю компания не арендовала, а следовательно, не платила за его использование в бюджет. Росреестр неоднократно напоминал перевозчику о необходимости устранить нарушение, однако требования были проигнорированы. В итоге суд встал на сторону прокурора и обязал компанию «Ной» освободить участок. Также, согласно документам Высшего Арбитражного суда, в период с 2008 по 2010 год автобусы перевозчика проходили по делу о контрабанде. Разбирательства тогда закончились в пользу компании, тем не менее, ее причастность к делу по такой громкой уголовной статье уже заставляет о многом задуматься.
Но чтобы до конца понять, как "Ной" ведет себя по отношению к рядовым гражданам, вовсе не нужно копаться в судебных и кадастровых документах; для этого достаточно всего-навсего выйти на улицу. Жители 1-й Дачной, к примеру, постоянно наблюдают, как водитель попросту бросает микроавтобус фирмы "Ной" на ночь где попало, хотя общественный транспорт должен располагаться на строго охраняемых площадках. В ночь с 26 на 27 ноября 2013 года корреспондент "СарИнформа" обнаружил этот автобус на улице Алексеевской (фото - ниже). Транспортное средство никем не охранялось - настоящая услада для террориста.
Подведем короткий итог вышесказанному и ответим на поставленный в начале публикации вопрос: чем "примечателен" и опасен "Ной"? Во-первых, автобусы этого перевозчика, согласно документам Росреестра, стоят на земле, предназначенной для социальных, научных, спортивных и духовных нужд. Во-вторых, они, по нашим наблюдениям, представляют реальную террористическую опасность для ни в чем не повинных граждан. В-третьих, за спиной у компании - довольно "богатое" судебное прошлое. В-четвертых, на определенные мысли наводит молчаливость чиновников областного правительства в моменты, когда речь в принципе заходит о перевозчике "Ной". В-пятых, руководители компании по каким-то причинам постоянно находятся в тени. Учитывая все это, зададимся вопросом, а нужен ли Саратовской области такой перевозчик?