Как самый богатый депутат облдумы помогает прокуратуре?
Президент РФ Владимир Путин после нашумевшего "матвеевского бунта" резко осудил сращивание бизнес-структур с органами власти. Такую практику он назвал неприемлемой и ведущей к беспорядку в стране. Но, похоже, самый богатый депутат облдумы Альберт Старенко и представители прокуратуры Саратовской области позицию главы государства нагло игнорируют. Об этом говорят совместные, скорее всего, согласованные действия парламентария и надзирателей в их общих интересах.
О том, что бизнес Альберта Старенко неимоверно широк и разнообразен, было сказано немало слов. Еще больше сказано о многочисленных нарушениях в этом бизнесе. Специалисты надзорных органов, представители муниципальной власти, общественники чуть ли ни каждый день фиксируют противоправную деятельность в предпринимательских структурах, работающих на парламентария. Но фирмам Альберта Валерьевича – хоть бы хны. За загрязнение окружающей среды, антисанитарию на потребительских рынках, несоблюдение пожарной безопасности в ночных клубах они до недавних пор лишь платили смешные штрафы. Вот, собственно, и все последствия. Ни один объект-нарушитель, приносящий Старенко прибыль, обратим внимание, в последнее время не был закрыт. Более того, когда, например, встает вопрос о том, что важнее: депутатская стоянка или расположенная неподалеку от нее стройка дома, в проигрыше по странным обстоятельствам оказывается последняя. Невольно всплывает вопрос: почему этому беззаконию позволено процветать? А не потому ли, что депутат сдружился с довольно влиятельным госорганом под названием прокуратура?
Остановимся на упомянутой выше стройке. Она расположена недалеко от перекрестка улиц Антонова и Топольчанской в Ленинском районе Саратова, застройщик - ЖСК «Олимп-С». В один прекрасный момент прокуратура признала возведение двух десятиэтажек в этом месте незаконным из-за того, что они соседствуют с автостоянкой. После этого надзорный орган почему-то начал настаивать на сносе домов - якобы они построены слишком близко к расположенным в окрестностях парковке и автозаправке. При этом демонтаж старенковской стоянки даже не рассматривается. Но самое интересное – то, что суд может распорядиться снести здания. И это решение придется исполнить в обязательном порядке. Незамысловатая тенденция получается: если какая-то структура невольно препятствует развитию бизнеса Старенко, прокуроры тут же возбуждают на нее уголовное дело.
Нередко «солнечный» избранник выступает в одной тональности с прокурорами в стенах областной думы. На заседаниях комитета по госстроительству, к примеру, долгое время обсуждался протест прокурора региона Владимира Степанова. Ему, как помним, не понравились поправки в региональный закон "Об административных правонарушениях", связанные с ужесточением ответственности за пренебрежение правилами содержания общественных мест. Позицию Степанова рыночный депутат не то чтобы поддерживает; он всем своим поведением дает понять, что готов на все, дабы сохранить тесную связь с прокуратурой.
Многие другие депутаты на той встрече настаивали на том, чтобы собственники пляжей и других сооружений у воды несли ответственность за несчастные случаи на подконтрольной им территории. Для Альберта Валерьевича такой расклад почему-то невыгоден.
На другом заседании госстроительной думской комиссии Старенко внес на рассмотрение поправки в закон Саратовской области "Об административных правонарушениях", отменяющие ряд пунктов Правил благоустройства Саратова. В тот день избранник-богач открыто заявил, что депутатам необходимо поддержать поправки, основанные на мнении Владимира Степанова, «чтобы не было конфликта с прокуратурой». И вот она, взаимная связь: парламентарий без зазрения совести лоббирует прокурорские инициативы в думе, а надзорное ведомство взамен активно работает по заявлениям фирм Старенко. Как тут о сращивании бизнеса и госорганов не подумать? Эти поправки, кстати, в итоге были одобрены депутатами единогласно. Понятно, почему: большинство из них - тоже бизнесмены, и большинству так же, как и господину Старенко, не хочется платить за нарушения. Но это самое большинство хотя бы делало вид, что готово спорить с позицией Степанова-Старенко. А самый богатый депутат в открытую заявлял: ему это невыгодно.
Теперь работа муниципалитета по наведению порядка и чистоты на улицах существенно осложнилась. Однако при этом бизнес господина Старенко явно почувствовал себя гораздо свободнее.
Теперь подробнее рассмотрим роль прокурорских работников в процессе сращивания. В середине августа они, словно цепные псы, набросились на специалистов МУПП «Саратовводоканал». Эта история началась еще месяц назад, когда специалисты предприятия доказали факт сброса в канализацию рынка «Солнечный» запрещенных жиров. За это торговому объекту выписали штраф почти на 317 тысяч рублей. Однако исполняющий обязанности директора рынка Алексей Калистратов счет не оплатил. Тогда водоканальщики пригласили "торговцев" ознакомиться с результатами отбора. Увы, но никто глядеть на нечистоты и изучать их химический состав так и не приехал. Насмотрелись, наверно, на самом рынке. В итоге работники МУПП были вынуждены «отрезать» трубу, по которой из «Солнечного» запрещенные вещества стекали в централизованную систему водоотведения. На этом этапе в ход вступают прокуроры. Первое, что они делают, - требуют, чтобы региональное Управление Роспотребназора провело собственную проверку сточных вод рынка на жиры. Результаты этой экспертизы (неизвестно, проводилась ли она вообще) в «Водоканал» не пришли. Сотрудники МУПП получили лишь отписку от Калистратова, где он уверяет, что «норма содержания жиров не превышает допустимую» и просит открыть доступ к канализации. Проходит еще немного времени, и предприятие получает новое «солнечное» письмо. Там сказано, что работники рынка устранили все нарушения, установив жироуловители. А прокуроры тем временем, действуя по обращению Алексея Калистратова, принялись «отыгрываться» на водоканальцах. В частности, надзиратели прислали гендиректору предприятия Александру Задумину официальное письмо. В нем – до боли банальные вопросы о том, на каких основаниях проводились проверки в «Солнечном», а также требование к Задумину явиться в прокуратуру для дачи объяснений по этому поводу. Неужели в ведомстве Степанова приветствуется, когда его подчиненные, не имея существенных доказательств о нарушениях, берутся элементарно трепать нервы муниципалам? "Высокий", однако, уровень.
Из сказанного выше напрашивается лишь один вывод: союз депутата и прокуроров – довольно мощная машина, способная с минимальными для себя потерями достигать серьезных целей. Если у Альберта Старенко возникают проблемы в бизнесе, на помощь спешат прокуроры и быстренько разруливают ситуацию в пользу парламентария. Депутат тоже в долгу не остается – продвигает интересы прокуроров на законодательном уровне. Положить конец этой несправедливости, на наш взгляд, сложно, но можно. Если влияние скрытого тандема Степанова и Старенко настолько сильно, что ни одна из правоохранительных структур региона не решается ему противостоять, то, быть может, проблемой следует заняться федеральным органам и даже самому президенту? Ведь за дружбой прокурора и депутата могут скрываться не только взаимные услуги, но и «30 сребреников», о которых недавно упоминал Владимир Путин, критикуя тенденцию сращивания бизнеса и власти.