Телефоны для связи
1
Статьи
Как из хулиганов казаков делали
14 Августа 2013, 08:07
Скопировать ссылку
Выделить
главное

Как сделать из дворовых сорванцов, которые не признают никаких авторитетов, молодых парней, ответственных за собственную судьбу и уважающих свою страну? Ответ на этот непростой вопрос знает директор МОУ СОШ №43 Тамара Абрамова.

Проходя по коридорам школы к кабинету директора, можно увидеть ребят в форме, но не в обычной школьной, а в казачьей. Они говорят о полевых сборах. Мне повезло, десять лет назад любому посетителю пришлось бы уворачиваться от осколков стекол, летящих отовсюду.

«Я пришла в эту школу 5 января 2003 года, каникулы у ребят как раз закончились, и мне из милиции поступило сообщение на пяти листах о правонарушениях, которые совершили ученики нашей школы. Их было больше 50! – вспоминает первые дни работы Тамара Валериановна. - Я схватилась за голову: что же делать. В это время стекла били каждый день. Один семиклассник пришел на урок с пивом, потом бросился на завуча за то, что та хотела его приструнить. В итоге из школы его увозили правоохранители с автоматами».

С сорванцами, которые постепенно превращались в преступников, надо было срочно что-то делать. Чтобы начать работать с проблемой, в школе провели анализ. Две трети всех школьников составляли мальчики. При этом у большинства из них не было родных отцов (только у 2-3 человек на класс). Социум микрорайона тоже оставлял желать лучшего: базары «Волга» и «Шарик». В районе находятся элитные образовательные учреждения: 15 лицей, 34 школа, 58 школа, в которые по отбору попадали дети из хороших семей.

«В нашу же школу отправлялись те, кого я называю «Бандитский Петербург». Соответственно, с ними нужна была какая-то другая работа. Тем более, я понимала, что это мальчишки, я понимала, что дома их воспитывают мамы, которые, в основном работают на этих двух базарах. И в школе снова женщины», - констатирует директор.

В это время волей случая в школу пришел атаман окружного казачьего общества Саратовской области Волжского казачьего войска Андрей Фетисов. Он предложил свои услуги для охраны школы. Тамара Валериановна сразу предупредила его, что окна бьют каждый день, поэтому материальные издержки будут постоянными. Но трудности закаленного казака не остановили, и он решил вести воспитательную работу с детьми.

Так 1 сентября 2004 года здесь открылся первый казачий класс.

«В этом классе были самые отъявленные хулиганы, будущие клиенты Марксовской спецшколы. И это были шестиклассники», - рассказывает директор.

.

Фетисов начал приглашать на уроки для этого класса офицеров, которые прошли "горячие точки", знаменитых саратовских писателей, поэтов, художников. Откликались те люди, которые были готовы поделиться с детьми своим опытом, который не дают родители, поделиться чувством прекрасного, научиться ценить жизнь.

Я бы в казаки пошел, пусть меня научат

Со временем мальчишки начали прислушиваться к старшим, система ценностей поменялась. Атаман завоевал у ребят авторитет, они ждали его с нетерпением. Вскоре он пошил им на спонсорские деньги форму и повез на базу ОМОН посвящать в казаки.

Хулиганы на глазах превращались в сознательных молодых людей. Такие изменения заставили других школьников задуматься и заинтересоваться этим. На следующий год открылись уже 4 казачьих класса, причем по желанию родителей. Тогда, по словам Тамары Валериановны, Фетисов начал приглашать и других офицеров-наставников:

«Они тоже изыскивали возможности спонсорской поддержки и сами финансировали (они все – успешные люди). Водили ребят бесплатно в музеи, театры за свой счет, потому что практически все эти школьники были из малообеспеченных семей. Навязать им культурную жизнь хоть за какие-то средства было невозможно, а с помощью офицеров-наставников это стало возможным».

Казачество увлекало, сами школьники просили родителей и кураторов сделать класс казачьим. И в 2006 году в школе №43 появляется уже 10 профильных классов. Подтянулись и те, кто имеет достаток. На сегодняшний день из 42 классов 31 – казачий. По сравнению с прошлым годом увеличение количества таких классов произошло на 12%. В 2013-2013 было 620 начинающих казаков, в следующем будет 750.

Чтобы была альтернатива, один класс в параллели обязательно оставляют со стандартной образовательной программой.
Чем, собственно, так привлекательно обучение в казачьем классе? Попытаемся выяснить.

«На 10-20% содержание образования изменяют сами педагоги, у них есть такое право. Если это гуманитарные предметы, то преподают больше истории казачества, больше культурных моментов из религии, - отмечает Тамара Валериановна. – В технических предметах изменяют содержание задач. Говорят: не из пункта А в пункт Б выехал поезд, а из одной станицы в другую поехал бравый казак. В итоге содержание задачки обретает патриотический смысл. Сами дети тоже в этом помогают. Также проводятся конкурсы внутри классов».

В школе действует целый институт офицеров-наставников: у каждого из 31 класса есть куратор. Потянулись в школу и мужчины-педагоги, сейчас 1/5 педагогов – мужчины (историки, физик, учитель труда и другие). Директор упоминает, что 10 лет назад на всю школу был лишь один мужчина – слесарь. Улучшается социальная обстановка. В итоге уже у половины школьников, а не у меньшинства есть родные отцы.

Третий час физкультуры, который в школе №43 ввели еще до соответствующего указа президента РФ, в казачьих классах посвящен рукопашному бою. Его преподает бывший работник ОМОНа. В казачьих классах в учебный план введены и такие предметы, как «Мировая художественная культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы здорового образа жизни».
С 2004 года в образовательную программу введены «Основы православной культуры». В казачьих классах этот предмет преподают более углубленно. Православную культуру школьники изучают только с согласия родителей. За 9 лет было только два прецедента, когда родители серьезно раздумывали об этом, и, в конце концов, согласились.

«У нас 9% неправославных детей, к ним приходили из духовного управления мусульман Поволжья, - рассказывает Тамара Валериановна. - Оказалось, что многие заповеди в исламе и православии схожи. Это культура поведения, культура жизни в обществе. Нравственные правила заложены именно в религии. Мы можем жить по закону, но не соблюдать нравственные правила, поэтому нам тяжело между собою жить. На мой взгляд, именно от этого происходят всякие столкновения».

«Основы православной культуры» ведут пятеро учителей, прошедших курсы повышения квалификации в СГУ. Если этот предмет не получается включить в учебный план (такое бывает у нас в начальной школе), то его выносят за рамки учебной программы и преподают в виде кружковой деятельности. Только по желанию, но ходят все.

По словам директора, подобная работа выливается в то, что ребята начинают тянуться к религии. Каждый год их школа участвует в Крестном ходе, который проводится осенью в честь православных праздников:

"Однажды мы сводили ребят на экскурсию в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Батюшка пригласил посмотреть, как построен храм, из чего состоит. После этого он подарил всем небольшие иконки и пригласил исповедываться, причащаться (чуть раньше он рассказывал им о причащении). В школе мы стали записывать тех, кто хочет причаститься. В этот вечер записались 100 человек – мы не ожидали такого! За ребятами робко потянулись бабушки, потом мамы, а сейчас и папы ходят".

Показательно то, что папы очень стали интересоваться школьной жизнью детей. Вскоре в школе планируется создать «Клуб отцов и детей». Офицеры-наставники хотят привлекать родителей учеников к совместным походам.

Вся эта тщательно выполняемая работа вылилась в пособие, которое востребовано сейчас не только в Саратовской области. Тамара Валериановна с гордостью показывает сборник научно-методических материалов «Педагогика казачества в образовательном пространстве школы», созданный в 2013 году.

«Педагогика казачества только зарождалась в 2004 году, и мы раньше остальных начали заниматься этим вопросом, - отмечает директор. – У нас есть соратники в Краснодарском крае, Оренбургской и Волгоградской областях, но мы идем на несколько шагов впереди, а главное – даем в книге конкретные практические советы».

Авторами сборника стала сама Тамара Валериановна, атаман Андрей Фетисов и кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики факультета психологии СГУ имени Н.Г. Чернышевского Ольга Лушникова. В предисловии сказано: «Содержит богатый обобщенный опыт совместной работы региональной общественной организации «Саратовский отдельный казачий округ», Благотворительного детского фонда Святого Николая Угодника и педагогического коллектива МОУ «СОШ №43» по формированию духовно-нравственной культуры и гражданскому становлению личности на основе этнокомпонента». Как реализовывать казачий компонент в учебном процессе – этому в пособии уделено большое внимание.

По признанию Тамары Валериановны, на сегодняшний день готова информация еще на шесть книг.

Здоровый ученик – способный ученик

В школе создан спортивный клуб «Казачок», который неоднократно занимал первые места на различных конкурсах. Клуб включает в себя несколько направлений: рукопашный бой, верховая езда, парашютный спорт. С финансированием помогают депутаты и бизнесмены.

«Государственно-частное партнерство у нас очень развито»

, - подчеркивает директор.

Помимо этого, в образовательном учреждении работают секции по бадминтону, волейболу, баскетболу, футболу, шашкам, дартсу и другим игровым видам спорта. Платно для школьников предлагают только услуги профилактория «Мечта», расположенного неподалеку. Но абонемент в бассейн для учащихся школы №43 стоит в 3 раза ниже стандартного.

«Наша статистика показала, что, несмотря на то, что дети живут на Волге, из них 0,8%, умеют плавать - отмечает директор. – После того, как начали водить ребят в бассейн еще в начальной школе, плавать научились многие. К нам часто приводят коней, ребята катаются бесплатно. В целом работа по спортивному направлению в школе дала неплохой результат. Медики отмечают, что индекс здоровья у нас растет, мы уже 5 лет не садимся на карантин по гриппу, по ОРЗ, ОРВИ, только вынужденно, когда весь город или область закрывают. Добились двухразового горячего питания, оно вкусное и дешевое. Здоровый и сытый ребенок будет и хорошо учиться».

Выпускники не пропадут

Для тех, кто проникся идеями казачества, после окончания школы есть несколько специализированных дорожек. К примеру, МГУ ТУ имени Разумовского позиционирует себя как казачий университет, они проводят курсы повышения квалификации для атаманов, продвигают в жизнь казачью педагогику. В прошлом году туда поступили 2 девочки из школы №43, в этом – еще одна, в следующем планируют туда поступать пятеро учеников. В Пензе есть филиал этого вуза.

Строевая подготовка, полевые сборы, умение разбирать автоматы и другие навыки воинов тянут мальчишек в армию. Некоторые ученики школы №43 сознательно идут туда, а потом уже получают высшее образование. Из Самарской казачьей части приходят благодарности атаманов со словами, что школа выпускает подготовленных ребят.

В результате семь человек уже отслужили в армии, в военных вузах учатся пятеро, еще десять учатся или уже работают в МЧС.

Как зарабатывают для школы

У школы заключено немало трехсторонних договоров, в которых участвует саратовский казачий округ и силовые структуры (пограничниками, наркоконтроль, УВД, ОМОН).

Благодаря сотрудничеству с казачеством, школа два раза становилась победителем приоритетного национального проекта «Образование», выигрывали в 2004 и 2006 годах по миллиону рублей.

«Из 60 человек 15-20 выигрывали конкурс «Лучший учитель», получили грантовую поддержку в размере 100 тысяч рублей, двое ездили в Америку, выиграв гранты, 1 – лауреат областного конкурса «Учитель года». В школе 4 кандидата наук. Двое преподавателей вошли в золотую тысячу лучших учителей России (грантовая поддержка – 200 тысяч рублей), причем два года подряд», - перечисляет Тамара Валериановна заслуги школьных тружеников.

Благодаря дружбе образовательного учреждения с саратовским отделением Всероссийского общества охраны природы, в школе появился кружок-студия «Лесная скульптура». Необычные животные, формы, которые ученики сделали из коряг, теперь находятся в собственном школьном музее особо охраняемых природных территорий. Заниматься экологией на английском языке помогает сотрудничество географическим и геологическим факультетами СГУ.

Основное направление программы развития школы – эколого-этнографическое. Школа – базовая в области по преподаванию предмета «Экология». Отсюда проистекает и совместная работа с саратовским отделением всероссийской организации «Фонд мира». «Приезжала американская школьница, сейчас у нее в стране тоже хотят открыть казачий корпус, попросили нашу книгу, наша методика оказалась востребованной и там».

Идея защиты окружающей среды очень близка казакам, ведь они – люди земли. Защищая Родину, они защищают не только людей, но и природные богатства.

Взаимодействие с общественными организациями помогает школе выигрывать гранты в различных конкурсах. Это один из способов, каким учреждение пытается уйти от поборов с родителей. И, действительно, на стенах школы рядом со спортивными наградами красуются дипломы победителей других соревнований.

«С казаками выигрывали и 50, 10, 300 тысяч, участвуя в городских и областных конкурсах, - подчеркивает Тамара Валериановна. – С ТОС «Авиатор победили как минимум в 3 конкурсах. Благодаря этому оснастили кабинет труда, кружок скульптуры работает в полную меру. Помимо этого, директор этой организации Галина Земскова как общественник помогает создавать другой микроклимат в районе, менять отношение к школе, к образованию, хотя оно сейчас очень непростое в России, поддерживает школу в финансовом плане».

В кабинете директора стоят раскрашенные фигурки танцующих пар, животных. Все они, как оказалось, сделаны из гипса двумя пенсионерами. А мастерски раскрашены – самими учениками школы.

«Одна из школьниц, страдающая долей аутизма, обучающаяся инклюзивно, научилась очень красиво раскрашивать фигурки, у нее есть правительственные награды, она обучает других, преподает в секции, ее заболевание отошло на задний план, потому что она начала общаться. Фигурки наших зайчиков брали в компанию «Лукойл», чтобы поздравлять работников. Взамен нам подарили музыкальную систему и спортивное оборудование на 100 тысяч рублей». То есть школьники уже сами начали зарабатывать своими умениями для любимой школы.

Помимо этого, они шьют лоскутные одеяла. В школе работают музыкальные студии, в том числе ансамбль народной песни и пляски «Атаманец». Как-то в школу с выступлениями приезжала Надежда Бабкина, казачка по происхождению.
Школа динамично развивается, но остановок в ее движении не видно. «В планах – создание молодежной организации, - рассказывает директор. - Мы не раз проводили съезд православной казачьей молодежи в области, он стал традиционным, планируем подтянуть и регион. Не хотим терять молодежь, что выпускается от нас (сейчас уже 3 выпуска). Также планируем создать экспериментальную площадку по внедрению педагогики казачества, потому что наш опыт, изложенный в сборнике, оказался востребованным».

Одним из ярких доказательств того, что казачье воспитание дает плоды, замеченный директором эпизод:

«В 10 вечера идет наш 10-классник в казачьей форме и с девушкой под ручку. Это самая большая награда для нас, ведь это значит, что они признали идею казачества, патриотизма и несут ее в жизнь».