Из чего слеплено «дело Прокопенко». Часть V

Прокуратура Саратовской области - против "Единой России"?

Начало читайте здесь, вторую часть – здесь, третью - здесь

«СарИнформ» продолжает изучать события, предшествовавшие возбуждению уголовного дела в отношении главы администрации Саратова Алексея Прокопенко. Напомним, сити-менеджера осудили за то, что он не исполнил решения суда о предоставлении нуждающимся жилья. В этой связи прокуроры, обращаясь к материалам дела, частенько намекали на то, что мировое соглашение, заключенное между горадминистрацией и строительной компаний «Шэлдом» в марте 2011 года, будто бы содержит в себе какие-то «темные» моменты. Но почему прокуроры промолчали, когда шло активное обсуждение условий соглашения?

Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним о причинах, приведших к необходимости заключить теперь уже ставшее скандальным мировое соглашение. В 2009 году на земле «Сеноман», в свое время проданной из муниципалитета за копейки частным структурам, ЗАО «Шэлдом» возвело несколько этажей жилых домов. Многочисленные судебные разбирательства между мэрией, желавшей вернуть право распоряжаться муниципальной землей, и строительной компанией, жаждущей завершить возведение микрорайона, поставили в тупик обе стороны конфликта. Но противостояние удалось урегулировать благодаря подписанию мирового соглашения. Его суть сводилась к следующему. Муниципалитет отказывается от исковых требований о возмещении убытков (на 81,1 миллиона рублей), связанных с невозможностью восстановить на участке зеленые насаждения. Ну а «Шэлдом», компенсируя эти убытки, передает в собственность мэрии 70 однокомнатных квартир (в Саратове и Энгельсе) для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.

В идее, связанной с примирением мэрии и «Шэлдома», ни прокурорские работники, ни ведущие политические силы области ничего «криминального» не заметили (а может, это потому, что там и не было ничего противозаконного?). Напротив, первые лица регионального отделения партии «Единая Россия» всеми силами лоббировали разумность и правильность утверждения мирового соглашения. В 2011 году Валерий Радаев, занимавший тогда пост спикера облдумы, депутат Государственной Думы РФ Николай Панков и глава Саратова Олег Грищенко лично вручали ключи от нового жилья работниками социальной сферы. Во время новоселья у сотрудников городской «Скорой помощи» Панков, видимо, от радости растерялся и даже не смог припомнить, чтобы в Саратове разом молодым специалистам выдавалось так много (а именно – 70) квартир. Валерий Васильевич оказался наблюдательнее и уточнил, что такого не было в течение последних 50 лет. Он также обратил внимание на важность контроля за эффективным использованием бюджетных средств:

- Теперь, когда земельные участки под застройку выделяются муниципалитетом, в городской бюджет стали поступать значительные средства. Это значит, что городские власти смогут обеспечить жильем гораздо большее число нуждающихся, и число счастливых новоселов будет расти.

Солидарен со спикером облдумы был и Николай Панков:

- Квартиры предоставляются по проекту, который партия реализует совместно с администрацией Саратова. В городе должно быть жилье для врачей, учителей, сотрудников детсадов. Это хорошее подспорье для молодых специалистов, которые сегодня нужны Саратову. Ведь от продажи городской земли должны что-то получать и рядовые жители.

Роль прокуроров во всей этой истории гораздо шире, чем кажется. Представители надзорного ведомства суют палки в колеса руководителям практически всех муниципалитетов. И жертвами всех этих бессмысленных нападок чаще всего становятся выдвиженцы "Единой России". Взять, к примеру, недавно выявленное надзирателями нарушение администрацией Усть-Курдюмского муниципального образования. В 2012 году она якобы "не исполнила обязанность по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства". Почему же эту информацию прокуроры подняли через год после самого факта нарушения, а не сразу? Были, видимо, причины. Руководителя администрации МО Ильдара Измайлова в итоге оштрафовали на 50 тысяч рублей. А он, заметим, числился в рядах партии. В мае 2013 года под прокурорский гнет попала и Ирина Лопатина, глава Духовницкого района, выдвигавшаяся, по данным избиркома, два года назад в депутаты районного Собрания от "ЕР". Здесь надзиратели придрались к тому, что на сайтах администраций муниципальных образований района "информация о нормотворческой деятельности была представлена не в полном объеме". Главам выписали штрафы, а Лопатиной - лишнюю головную боль. Прокурорскому штурму в апреле 2013 года подверглась администрация Аркадакского района. Прокуроры попробовали себя в роли экологов и нашли в районе аж 10 несанкционированных свалок. Так райглаве Светлане Плотниковой и руководителю райадминистрации Василию Кравцову, членам партии, досталась тонна хлопот. При этом проверяющие помалкивают о том, была ли у Плотниковой и Кравцова возможность утилизировать мусор экологически чистым путем. А это, заметим, дело недешевое. Верному единороссу Денису Смирнову, экс-руководителю администрации Красноармейского района, пришлось заплатить 20 тысяч рублей штрафа за глобальное, просто невообразимое нарушение закона. Дело в том, что Смирнов принял специалиста на должность директора МУП "Газтрансмаш" и не сообщил об этом в срок прежнему работодателю госслужащего.

Подобные случаи, к сожалению, можно перечислять бесконечно. И все они наводят на одну мысль: вместо того, чтобы совместно с представителями власти решать реальные проблемы, прокуроры всеми возможными способами вредят муниципальным служащим, разыгрывая на этом видимость активной общественно полезной деятельности. И по странному стечению обстоятельств, повторимся, именно сторонники «Единой России» от этой «деятельности» страдают больше остальных. Неужто в прокуратуре и впрямь основательно задумали строить козни партийцам? Неужели они льют воду на мельницу оппозиции, участвуя в дестабилизации политической обстановки в регионе и помогая оппозиции формировать свою повестку дня? К чему выльется эта системная (отдадим должное прокуратуре) работа к моменту выборов губернатора Саратовской области?

Другим непонятным моментом в работе прокуроров можно назвать то, что они часто требуют невозможного. В июле 2013 года, к примеру, 14 главам администраций Аткарского района пришлось выслушивать от надзирателей нравоучения о подаче воды в населенные пункты. В частности, эти муниципальные служащие, по версии прокуроров, «не создали условия для подачи холодного водоснабжения питьевой воды, не проводили ее обезжелезивания, не вели мониторинг подземных вод». Однако, указывая на недочеты исполнительной власти, прокуроры почему-то даже не заикнулись о финансовом положении района. Где профессиональный анализ бюджета? Где цифры? Где выводы о соразмерности требований с возможностью их исполнения? Похожая ситуация в марте 2013 года сложилась в Энгельсском районе. Там выявлены «факты предоставления гражданам земельных участков с нарушением сроков». Зампреда земельного управления администрации Энгельсского района привлекли к административной ответственности. Однако о том, мог ли муниципалитет управиться в сроки, никто не обмолвился.

Похоже, действия саратовских прокуроров кардинально расходятся с позицией Президента РФ Владимира Путина. Он, заметим, неоднократно советовал надзирателям, чтобы те привлекали представителей власти лишь за те нарушения, при которых они не исполнили закон, но могли это сделать.

Продолжение следует